Когда наши дети были еще совсем маленькими, эта глава была написана в шутку. Теперь мы понимаем, что СВОЕВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ можно добиться не количеством, а именно качеством занятий. Но 15 лет назад любое слово Домана мы воспринимали слишком буквально.
«…В состоянии ли американки выполнить программу занятий профессора Гленна Домана? Он так планирует ежедневные занятия «компетентной» американской матери: чтение — 9-15 «подходов» в день, сами занятия могут занимать доли секунд, но не забывайте, что к ним нужно готовиться. Математика по программе «Учимся считать» — 9-15 «подходов» в день (плюс режем картон и наклеиваем красные шарики). Раздел «Энциклопедические знания» — цитирую: «через два месяца занятий занимайтесь по 12 категориям, каждая по десять карточек — по три занятия каждой категорией в день. Ежедневно в каждой категории можно менять по одному слову, жизнь карточки 10-12 дней». Двенадцать умножаем на три: тридцать шесть раз зачитываем вслух десять карточек. Физическое развитие — перехваты руками не менее пятнадцати раз в день, не забудьте заказать для этого шведскую стенку и горизонтальную лестницу. К этому упражнению хорошо добавить раскачивания на трапеции, которую можно укрепить в проеме дверей.
Грудному ребенку это рановато, он пока только висит на пальцах, но дистанция его проползания должна увеличиваться на 90 см в день. Программа развития равновесия — каждое из пятнадцати базовых упражнений минимум по одному разу. К двум годам жизни ребенок должен проходить или пробегать не менее 1,5 километров в день, с тем, чтобы к четырем годам свободно пробегать 5 километров — это средний результат учеников школы Домана.
Хорошо, если есть возможность несколько раз в неделю бывать с ребенком в бассейне, десяти-пятнадцати минут в воде ребенку совершенно достаточно. Одного английского языка американскому ребенку мало. В южных штатах автоматически вторым языком будет испанский. Но Доман особенно рекомендует изучение языков из далеких групп, например, японского. На двух-трех языках говорят и читают все ученики Домана, но он пишет о детях, которые свободно говорят и пишут на пяти-шести языках. В Бразилии он встретил мальчика, который бегло читает и пишет на девяти: французском, арабском, английском, турецком, немецком, иврите, на идиш, испанском, португальском. С каждым из родственников он говорит на нужном языке и часто выступает в роли переводчика (его семья разбросана по миру, а выехали они из Египта). Действительно, изучение экзотических языков очень развивает детский мозг, а вы можете изучать японский параллельно с ребенком, есть прекрасные самоучители. Старайтесь много петь и обязательно несколько раз в день занимайтесь на ксилофоне — это необходимое начало для систематических занятий музыкой. Доман рекомендует метод Сузуки, так что ищите заранее скрипку-восьмушку. У ребенка с первых лет жизни должны быть домашние обязанности, которые ему нужно помочь освоить. Детские площадки способному ребенку быстро надоедают — избегайте всего искусственного, лучше гулять с ребенком в лесу, в парке.
Очевидно, что интеллигентным мамам не нужно объяснять, что ребенку следует много читать вслух, и очень хорошо, если вы заучиваете стихи наизусть. Классическая музыка — пластинки, магнитофонные записи — пусть сопровождают жизнь вашего ребенка каждый день. Не диктуйте ребенку, что именно он должен рисовать, просто давайте ему яркие краски почаще, даже можно разрешить разрисовывать какую-нибудь стенку (не стоит ограничивать фантазию). Стенку можно потом оттереть скипидаром.
Переходим к играм: шахматы и игры в мяч смешивать не будем! Шахматам нужно учить, а мяч — это скорее развлечение. Но если вы хотите достичь результатов, то удары ракеткой и удары ногой (вы уже повесили дома мячи на веревках?) все-таки лучше «ставить». Не забывайте о ногах — велосипед и ролики. На роликах лучше кататься на специальных площадках, чтобы ребенок видел, какие результаты показывают другие дети. Сесиль Лупан рекомендует французским матерям заниматься с детьми еще конным спортом и чаще ходить в музеи, но если вы живете не в столице, то такие поездки, чаще чем два раза в месяц, могут показаться вам утомительными. Сам Гленн Доман с восторгом рассказывает, что дети индейца, с которым он вместе воевал, сидят свободно в седле, начиная с десяти месяцев.
Кроме конного спорта, мы совершенно обошли своим вниманием общение ребенка с животными. Хорошо, если у вас есть добрая собака. Теперь вы понимаете, почему Гленн Доман пишет, что если вы не чувствуете «безумной» любви к детям, то, может быть, вам и не следует их иметь. Мы ведь пока только пишем об основной нагрузке ребенка, но беда в том, что занятия эти требуют большой подготовительной работы. Нужно основательно обзавестись словарями, энциклопедиями, компьютером — вы ведь, не имеете права нагружать ребенка непроверенными данными: ребенок запоминает любой факт очень прочно, и вытравить из памяти ошибочные сведения будет ой как сложно…». Чтобы не пугать читателей, лучше тут прерваться!
Действительно, легче всего представить этот поток занятий шуткой, а то чтение этой главы отобьет охоту не только воспитывать одаренных детей, но и вообще их иметь. Но поверьте, даже очень экономя свои силы, можно выполнить большую часть программы.
Для того чтобы успевать делать то, что вы хотите, вы должны понять, чего вы можете добиться от ребенка самыми малыми средствами. Доман приводит следующий пример. Ребенок видит в окно собаку и спрашивает: «Что это?». Варианты ответа: 1. Погоди, мне сейчас некогда. 2. Это гав-гав. 3. Это собака. 4. Это собака породы колли. Каждый из ответов займет у вас одинаковое время, но вы можете двигаться вперед или не идти никуда. При целеустремленном подходе к занятиям с ребенком любая секунда, которую вы проводите вместе, может быть наполнена смыслом. Можно ехать в автобусе и на пальцах проходить всю программу математики по Доману, вводя счет и арифметические действия. Ребенок может ехать в коляске, лежа на животе, и видеть мир, или ехать лежа на спине, и видеть крышу коляски. Он может всегда ездить на лифте, да еще сидя на руках, или всегда идти пешком, не зная о существовании лифтов, но тренируя ноги и вестибулярный аппарат. А бабушка, которая, как вам кажется, только балует ребенка, может баловать его на каком-нибудь языке, который она знает с детства, и к трем годам ребенок тоже будет знать этот язык. Дело не в конкретной системе Домана, а в вашем понимании, что «после трех — поздно!» И проблема эта касается не только моей или вашей семьи! Постсоциалистический период в России ознаменовался невероятной «утечкой мозгов», и единственным спасением для страны может быть только полное изменение подхода к системе дошкольного обучения.