Доман пишет, что необходимость заниматься математикой определена двумя главными причинами. Первая из них очевидна и менее важна: это умение является одной из главных функций человеческого и только человеческого мозга, и человек использует математику всю свою жизнь. Но главное, что занятия математикой активно способствуют развитию интеллекта. Обучение чтению Доман начинает не с алфавита, а с полноценного слова. В математике он предлагает начать с ЧИСЛА: одного мяча, трех машин, семи бегемотов, с изображения количества, а не условного символа, не с ЦИФРЫ, которой пользуются взрослые.
На плотные карточки наносятся 1,2,3,4,5 больших красных кружков. На обратной стороне карточки пишите себе цифрой подсказку, потому что с пятью точками вы еще справитесь, а дальше вам будет труднее. Взрослый человек не может отличить двенадцать кружков от четырнадцати, а ребенок после некоторой тренировки легко отличает сорок семь от сорока восьми и так далее. Красный цвет точек важен для стимуляции зрительных рецепторов. Можно ли начинать с полугода? Можно. Любая стимуляция зрения полезна — показываете карточку, громко называете число, но грудной ребенок не дает обратной связи, и вы еще долго не сможете перейти к следующим этапам: уравнению, понятию математических действий, цифрам. Но подготовительный этап можно начинать, когда вам захочется. Повесьте на стены картины с красными кружками и прочитывайте их громко во время ежедневных экскурсий по квартире. Пусть ребенок знает, что разное количество кружков — это неотъемлемая часть этой жизни, с которой он знакомится. Но уже с ребенком 2-3-х лет можно начинать основной курс — пять-семь раз в день демонстрируется набор карточек.
Через одну-две недели можно менять по одной карточке, постепенно увеличивая число. НЕ УСТРАИВАЙТЕ ТЕСТОВ! Этот прием, излюбленный школами всего мира, нужен только для ложного успокоения, он ничего не дает и только мешает ребенку. Занятие должно быть предельно быстрым, не занимать больше десяти секунд — и веселее, это не скучная учеба, это игра!
Узнавание количества — это только первый этап математических занятий. Зачем он нужен? Ребенок начинает понимать истинное значение числа. Дело не в том, что он, как овчарка, видит, что в стаде не хватает одной пятидесятой овцы. Скорее всего, такое умение никогда ему не понадобится (хотя очень достойные люди в мировой истории подолгу работали пастухами, и, может быть, цивилизация к этому еще вернется), но это способность увеличивает емкость, количество плоскостей его сознания. Представьте себе, что вы постигли нотную грамоту, но никогда не слышали музыки или слышали только самые примитивные мелодии. По такой аналогии, кроме чисел в пределах десятка, в которых мы тоже будем путаться, любое большее количество будет определяться для нас, как для дикаря Пятницы, одним словом «много». На базе этого «много» люди с трудом постигают даже простые арифметические действия. Для вашего ребенка математика будет наполнена смыслом.
На втором этапе изучения математики Доман предлагает РАВЕНСТВА. Мы продолжаем работать с кружочками и вводим понятия «плюс», «равняется». Два шарика плюс три шарика равняется…, семь шариков плюс три шарика равняется… Три равенства за урок, три занятия в день. Избегайте давать предсказуемые равенства, то есть не прибавляйте один сначала к двум, потом к трем, потом к четырем. Через месяц занятий можно вводить вычитание. Речь идет о первых шагах занятий. Доман пишет, что все дети, с которыми занимаются в его институте, за два года овладевают всеми арифметическими действиями. Более того, дети не «выучивают», не «вымучивают» — они понимают математику. И все-таки главные сложности связаны с нами самими: ведь по математике (так же, как и по чтению) вам нужно приготовить программу на завтра! Это занимает совсем немного времени, но так трудно, ТАК НЕВЕРОЯТНО ТРУДНО заставить себя готовиться к занятию с ребенком каждый день. И это действительно труднее, чем читать газету и смотреть бразильские сериалы. Заставьте себя — ваши усилия окупятся! На каком-то этапе вы начинаете отставать от своего ученика (даже если он очень маленький). Доман пишет, что когда его воспитанники участвуют в олимпиадах и берут его из любезности в свою команду, он чаще всего отвечает правильно (или почти правильно) на один-два вопроса. Обычно же он вообще не до конца понимает, о чем идет речь.
Лучше начинать любые занятия с года, но если вы спохватились до шести лет, то потенция все-таки остается чрезвычайно высокой, и за год-полтора напряженных занятий можно наверстать упущенное. Только нужно уговорить себя серьезно заниматься с ребенком. Можно предложить разные варианты формулировок для уговаривания себя: «все равно масса времени уходит на возню с ребенком», «а вдруг я действительно чего-нибудь достигну», «я буду только заниматься с ребенком, а учебные пособия будут готовить муж и бабушка», «да ведь очень скоро он будет плавать (бегать, играть) лучше меня, и мне удастся отдать его профессиональным тренерам». Или вот такие: «зато в школе не придется следить, делает ли он уроки», «пусть хоть его жизнь не будет такой скучной и монотонной, как наша», «может быть, он поможет нам выбраться из этой бедности», «когда его отец увидит, какого я воспитала сына, он захочет к нам вернуться»… Подходят любые формулировки. Только начните заниматься. Это нелегкие, но очень благодарные занятия. Это нелегкие, но очень благодарные дети. Доман пишет, что все его воспитанники очень привязаны к своим семьям, любят маленьких детей, доброжелательны, веселы, они естественные лидеры во всех классах и играх. Им легко живется, потому что они сильные и умные.