Как дать ребенку энциклопедические знания
27.07.2012
Результаты
27.07.2012

Раннее чтение

Отрывок из книги Михаила Федотова о раннем развитии:

Есть в системе раннего развития ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ, мимо которых пройти нельзя. Я еще раз называю ЧТЕНИЕ и РАННЕЕ ПОЛЗАНЬЕ. Ползанье очень влияет на развитие конвергенции зрения — НА ФОКУ-СИРОВАНИЕ, а через это на чтение и письмо. Раннее ползанье резко ускоряет рост мозга. Не паникуйте, если ваш ребенок так и не научился ползать, а в какой-то момент сразу сел или сразу стал ходить, хватаясь за стенки. Но сигнальная лампочка должна загореться: «РЕБЕНКУ НЕ ХВАТАЕТ ДВИЖЕНИЯ». В зависимости от возраста думайте, как это компенсировать.

К РАННЕМУ ЧТЕНИЮ мы привыкли относиться очень осторожно. Вот как формулирует такое отношение доктор Спок: «Стоит только ребенку проявить интерес к чтению, родители загораются и с энтузиазмом помогают ребенку научиться читать. Ребенок, видя восторг родителей, отвечает на него еще большим интересом. Это может совершенно отвлечь его от естественных занятий его возраста и превратить его в «грамотея» раньше, чем нужно!» Мнение доктора Спока в свое время считалось непогрешимым. Может быть, это была первая книга без идеологической нагрузки, нормальная книга, написанная спокойным старым доктором. Сам доктор Спок к концу жизни скажет, что он отказывается от многих своих идей. Да и непонятно, что это за «естественные» для возраста занятия. Есть такой детский анекдот о том, как два пятилетних малыша, видя над головами пролетающий самолет, спорят во дворе детского садика об устройстве турбореактивного двигателя. Потом один из них грустно говорит: «Придется прекращать разговор и идти раскрашивать эти дурацкие цветочки!» Доктор Спок волновался совершенно напрасно: по данным министерства просвещения Англии и США, более трети учащихся, заканчивающих среднюю школу, не умеют читать. НЕ УМЕЮТ ЧИТАТЬ. Комментируя этот факт, Доман пишет, что это «еще не чудо»! Чудом ему представляется тот факт, что остальные две трети каким-то невероятным образом все-таки читать научились. Ведь научить ребенка читать в семь-восемь лет — это настоящий учительский подвиг! Подвиг, который отобьет у ребенка на всю оставшуюся жизнь всякое желание учиться. Среди противников системы Домана я выделяю французскую актрису Сесиль Лупан, которая и в школе у Домана была и детей его блестящих видела, но у самой Сесиль Лупан занятия не получились. Я думаю, что она бросила их раньше времени, не дождавшись видимых результатов. Но она много пишет о занятиях с маленькими детьми: вышла в свет ее книга «Поверь в свое дитя». Она основала во Франции общество под таким же названием. Сесиль Лупан предлагает свою систему подачи материала по истории и литературе; классические занятия Домана чтением и математикой она заменяет довольно забавным алфавитом, где для каждой буквы выдумывается картинка, предлагаются игровые занятия математикой. Эта книга издана большим тиражом на русском языке, и поэтому я на ней подробно останавливаюсь. Дело не в «священной неприкосновенности» теории Домана — это рабочая теория, ее можно менять на ходу. Но суть в том, что, по Доману, письменной речи ребенок не должен учиться, а видя перед собой слово и слыша его звучание, должен впитывать его в свое сознание. А Сесиль Лупан предлагает обычную прежнюю УЧЕБУ, только раннюю.

А ЧТО ЕСЛИ ВАМ ДОЛГО НЕ ВИДНО РЕЗУЛЬТАТОВ ВАШИХ ЗАНЯТИЙ?
Представьте себе, что вы с момента рождения ребенка говорите с ним вслух, а он все молчит и молчит, и еще года полтора не до конца понятно, что именно он понимает и запоминает. Значит ли это, что нужно перестать с ребенком разговаривать? Нет, не значит. Вы ждете, пока он будет понимать все, что он слышит, и ЖДИТЕ, ПОКА ОН БУДЕТ ПОНИМАТЬ ВСЕ, ЧТО ОН ВИДИТ. А изучение букв можно отодвинуть во времени практически до периода школы. Для работы с детьми я считаю обязательным еще один принцип Домана: передавать ребенку сведения о мире не разрозненно, а давая первичную классификацию объектов. Доман каждый раз называет мозг человека суперсовременным компьютером. Но чтобы компьютер научился устанавливать связи, нельзя давать вперемешку китов, червяков, бабочек и летучих мышей. Следует прочитать хотя бы учебник зоологии для шестого класса и вспомнить, что существуют вид, род, семейство, отряд, класс и тип. И если давать ребенку сведения о мире систематически, то ребенок в самом юном возрасте начинает устанавливать такие сложные связи, которые нам не снятся.

Как-то раз я взяла своего маленького сына в караоке центр, там были и взрослые и подростки и дети, конечно все пели. Мой сыночек тоже захотел попеть, но осознал, что не знает слов песни, а на ля-ля-ля не красиво получается. Т.к. мы уже учили с ним буквы, то до него дошло, что взрослые тоже не знают все слова песен, а читают их с экрана. Какая получилась мотивация! Придя домой  всю неделю ребенок учился читать, чтобы на выходные пойти попеть караоке.

Если вы приняли решение заниматься с ребенком, но хотите делать это по-своему, придумывайте свою программу: плаванье ничуть не хуже бега, а живопись не менее полноценна, чем музыка. Передавайте ребенку то, что вы любите и умеете сами. В этом месте я прекращаю разглагольствования на тему воспитания одаренных детей и перехожу к вариантам занятий. Только не выполняйте ничего буквально: все дети разные, и мы разные, не давите на ребенка, а если совершаете ошибки, то не отчаивайтесь и не бросайте занятий.

Ольга
Ольга
Мама трех детей. Обожаю детей, своих и чужих. Особенно малышей ♥. Статьи на детскую тематику пишу с 2008 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.