Мы считаем, что очень важно разделять энциклопедические знания ребенка до полутора-двух лет и после этого возраста. Энциклопедические знания четырехмесячного ребенка: как проползти в ванну и на кухню, где находится холодильник и откуда в квартиру входят люди. Этими знаниями будет понимание, что можно увидеть маму с балкона, а потом поменяться с ней местами и понять, что мы живем на втором этаже. Это знания о том, что дом можно построить, а море очень соленое. На приобретение всех этих знаний нужно много времени и раньше срока, НО ИМЕННО РАНЬШЕ СРОКА, А НЕ ВООБЩЕ, обстреливать сериями других энциклопедических сведений маленького ребенка не нужно.
Есть много сведений, которые не лежат в основном русле человеческой культуры. Как-то нам попалась красивая книга с картинками «Аквариумные рыбы», мы начали их учить, но потом решили, что все-таки этими странными названиями забивать голову ребенка не обязательно. Трудно до конца принять еще единообразие — принципа, который использует Доман для подачи информации. Очевидно, многие вещи, которые может сделать американская мать, европейским родителям просто не под силу. Во многом именно из-за совершенно компьютерного укладывания информации в мозг, где царем царей становится голый, неизвестно откуда взявшийся факт. Одинаково сухо в память ребенка уходит птица коноплянка, водится на крайнем юге, съедает двести килограммов конопли, Моцарт, родился в Гданьске, начал писать в шесть лет, имел двенадцать жен, написал сорок пять произведений, умер в тридцать пят лет. Единообразие подачи — закон. Факт, или бит, то есть коноплянка и Моцарт, — бесстрастные винтики системы, которые нужно подавать в мозг, выделяя из фона.
В уровни сложности для запоминания можно вводить шутки, но другие птицы, домашние коты и Сальери безжалостно вырезаются с площади бита. Они являются посторонними, самостоятельными битами информации. И система, конечно, работает. И преступление не дать ребенку шанс войти по этой системе в жизнь, пусть растянув ее на лишние годы, если она кажется очень трудоемкой. Но мы заметили, что в нашей жизни Моцарт редко бывает без приятелей, которых не хочется срезать с портретов, за канарейкой гоняются кошки, а главное, что ребенок на любой, даже перенасыщенной деталями фотографии, легко находит известные ему мелочи. Мы решили учить ребенка по системе Домана, только познакомив его с данной областью в целом. Даем, например, ему представление об Африке, потом о зверях Африки, потом о борьбе в животном мире, о существовании хищников, а только потом выделяем деталь из фона, знакомя его с десятью уровнями сведений об африканском льве, его привычках и месте в системе классификаций Линнея. То есть идем не от частного к общему, а от общего к частному и снова к общему, что должно дать другую степень человечности и теплоты видению ребенком окружающего мира. «Неуспеха» быть не может. Любые занятия с ребенком в период, пока продолжается рост мозга, «обречен» на успех.
Мозг перестает расти около 8-ми лет. В период с 7-ми до 8-ми лет развитие мозга намного больше, чем с 8 до 80-ми. Это позволяет До-ману декларировать, что в 7 лет учиться легче, чем в 8, в 6 лет легче учиться чем в семь, а еще легче в пять, а еще легче в четыре, а еще легче в три, а еще легче в два. И тут Доман добавляет фразу, которая каждый раз оставляет в глубокой растерянности: «И, клянусь Богом, — пишет доктор Доман, — годовалому легче, чем двухлетнему, — если у вас ДОСТАТОЧНО ТЕРПЕНИЯ, чтобы дождаться, когда вашему ребенку будет два года, чтобы убедиться в этом». Клясться нехорошо, это понятно, но, видимо, слишком много родителей делает попытку начала занятий в год и, не получив явных результатов, опускают руки. Дело еще в том, что большинство даже самых способных годовалых детей НЕ МОЖЕТ ВАМ ОТВЕТИТЬ, запомнили ли они слово «гиена», или слово «пожар», или что такое сложение шариков, и только самые одержимые добредают до конца, когда результат стал несомненным.
У нас тоже были периоды полного разочарования, когда казалось, что нас разыграли, и движения практически нет, или мы бездарные учителя, а наш ученик, хотя и ужасно любимый и смешной, но такой «тупеш-ка», что вообще ничего не в состоянии понять — уже девять месяцев, а он не читает и не разговаривает. Месяцев в восемь впервые свершилось маленькое чудо — я показала ему слово «лампа», и он четко показал на лампу, я еще раз показала слово «лампа», и он второй раз показал на лампу. Тогда я позвала в комнату всю семью и показала ему слово «мама», а он снова показал на лампу, и такие разочарования продолжались весь первый и начало второго года. Нет, не то чтобы в полтора года наш сын уже читал! Доман пишет, что мировой рекорд принадлежит девочке, которая в два года и один месяц вслух читала газету. Но за рекордами мы не гнались. Важнее, что на второй год напряженных занятий стало ясно, что мы сами значительно поумнели. Во-первых, начали разбираться в том, к какому виду и типу относятся креветки и морские звезды, и чем гобой отличается от валторны. Во-вторых, выяснилось, что ребенок чрезвычайно наблюдателен и умен, а остальные результаты — уже дело времени. Нас поддерживала еще его способность очень быстро всему учиться: он быстро и рано научился ходить, за день научился вылезать из кроватки, в полтора года за месяц научился кататься на роликах, а чуть позже тоже за месяц — на трехколесном велосипеде. Это произошло, как только ноги стали доставать до педалей. Это, кстати, большая сложность — найти велосипеды для таких малышей. С роликами легче — в ролики для трехлетнего можно влезать в грубом ботинке, и нога хорошо фиксируется. Так что с первого года можно использовать ролики старших братьев. А что делать с самими старшими братьями, если им больше восьми?!
Каждый раз, когда мы пишем, что рост мозга прекращается в восемь лет, мы чувствуем свою вину перед всеми второклассниками. Но мы пришли к выводу, что хотя идеи Домана касаются в основном малышей, есть принципы его занятий, которые могут быть спасительными и для более старших детей, которых мы запустили. ПРИНЦИП МНОГОКРАТНЫХ ПОВТОРЕНИЙ.