Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Какие слова произносит акушерка или другой человек, присутствующий при родах? Рост 53 см, вес 3 кг 300 г. Время рождения 11 часов 50 минут и так далее.
Ребенок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. И так как никто, слава Богу, не затыкает ему уши, он постепенно привыкает к этим словам и мало-помалу начинает вникать в их смысл.
Если пустить все на самотек, ребенок, конечно, в свое время и дойдет до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдет, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. А, скорее всего, в голове образуется околонаучная каша из разных кусочков, которая может и помешать дальнейшему изучению предмета.
Потом он пойдет в школу, будет изучать математику в обязательном порядке, так как без нее нельзя обойтись. А если он с раннего детства чувствовал, что это какая-то тайна за семью печатями, то она может так и остаться для него тайной или приоткроется совсем чуть-чуть, но не увлечет его.
А вот если с самого начала предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой или, как любят говорить некоторые педагоги, подружиться с ней? Если увидеть в ней интересную игру, а точнее, игры, где надо что-то угадывать, придумывать, переделывать, как тебе хочется, познавать что-то новое, необычное? Тогда, наверное, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему.
Итак, наша цель — познакомить ребенка с математикой, чтобы он впоследствии мог ею овладеть в совершенстве (или около того).
И давайте не будем стремиться к результатам героических подвижников, а начнем с чего «попроще».
Для того чтобы написать картину, нужно много раз грунтовать и прокрашивать холст. Чтобы образовать в мозгу устойчивые связи, нужно раз за разом прокрашивать «холст», и математики это касается так же, как чтения или любого движения.
Регулярно во время одевания или зарядки пересчитывайте все, что есть у ребенка, все, из чего состоит его тело: два глаза, уха, две руки, ноги, один нос и т.д. Ребенок любит разглядывать и обсуждать себя снова и снова, а вы спрашивайте: «Где у тебя ноги?», он покажет, а вы скажете: «У Кати две ноги!» и можете добавить: «Вот одна и вот вторая». Так просмотрите все и пересчитайте. Причем каждый раз говорите по-разному, используя слова «две», «обе», «первое», «второе», «один», «раз», «два», другие — все, какие вспомните. Так вы начнете изучать счет от одного до двух. Не густо, скажете вы. А что делать! Ведь не начали же вы знакомить ребенка с литературой, читая ему Шекспира, начали с чего-то простенького, примитивного, очень близкого — те же «потутушки», сказочки… так и в математике — начинаем с самого простого.