Автор: Михаил Федотов
Можно ли создать «половинную» программу, программу по вашим силам? Это мы и считаем своей главной задачей: убедить вас, что любая, самая маленькая программа, — это уже настоящий шаг вперед. Чтение может идти параллельно с устной речью: если вы много разговариваете с ребенком, он вас слышит и понимает. Мало говорите — он понимает меньше.
Предлагаем вам вариант сокращенной программы раннего чтения: выделите одну из стен на кухне под картинную галерею. Картинка, но сверху она прикрыта листом с названием. Пишите крупными красными маркерами. Скоро вы начнете замечать, что ребенок помнит, где находится слово, но долго вам будет казаться, что он просто жульничает, запоминает место картинки, а не слово. Можете менять слова местами, но КАК МОЖНО МЕНЬШЕ СПРАШИВАЙТЕ: «Что это?» Наступит время, когда ребенок скажем вам сам. Только не ждите немедленных результатов: если вы начинаете занятия в 1,5-2,5 года, на получение четких результатов у вас уйдет приблизительно год. «Как, целый год!» — скажете вы. Но это не так уж много: вы ведь все равно будете как-то заниматься с ребенком, просто занятия без системы дадут минимальные результаты. А кроме того, МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ПОВТОРЯТЬ ЭТО, целью занятий является не чтение, не математика, не спортивные трофеи, а РАЗВИТИЕ МОЗГА. И этот результат все время будет с вами.
Меняйте экспозицию на кухне раз в неделю. Недели вам хватит, чтобы найти новые картинки, которые смогут заинтриговать ребенка. Постепенно вы найдете подходящую методику, свой собственный подход, правильное количество новых слов — их может быть тридцать, а может быть и семьдесят. Иногда можно оставлять удачную картинку и менять только слова. Наш совет (у Домана на этот счет другое мнение): как можно дольше не использовать словосочетания. Если он сумеет запомнить слово, то связывать слова уже намного проще. Если у вас на кухне кафельные стены, то картинку можно приклеить полосками клейкой ленты, но это может быть не только картинка. Лентой к кафельной пластинке можно приклеить и ложку, и вилку, и кукурузные хлопья, и корку апельсина, и любую неожиданную или смешную вещь, которая вызовет у ребенка любопытство. И сверху заклеить предмет листом с названием. Можно приклеить игральную карту — это очень богатый учебный материал, отмечайте пока только масть, можно повесить вместе две карты одной масти. Карты ведь не должны ассоциироваться только с алкогольными напитками и злачными местами!
Предостерегаем читательниц: не устраивайте тестов! Это — категорическое требование Домана. Но в какой-то момент вам нестерпимо захочется понять, чего же вы достигли. Используя игральные карты, которые висят на стене, вы сможете устраивать «непрямые тесты» — если ребенок показывает правильно место, где висит двойка крестей, а где пятерка крестей, то значит, он запоминает или число, или слово. Но все это значительно позже. Пока только громко назовите слово, не задерживаясь на нем. Весь урок должен занимать доли секунды. Чтение является узловым умением в развитии ребенка — это ключ к приобретению информации (читать, читать и читать).