Как я научила читать своих сыновей
27.07.2012
Половинная программа
27.07.2012

Является ли одаренность даром природы

 

Доман любит повторять, приводя в пример жизнь какого-нибудь замечательного человека, который читал с трех лет, следующие слова: «ЧИТАЛ ЛИ ОН С ТРЕХ ЛЕТ, ПОТОМУ ЧТО ОН ГЕНИЙ, ИЛИ ОН СТАЛ ГЕНИЕМ, ПОТОМУ ЧТО ОН РАНО НАУЧИЛСЯ ЧИТАТЬ?» Что первично, яйцо или курица? Вы думаете: «Понятно, что по этому поводу думает Доман!» А это не совсем так. То есть Доман, конечно, первичным считает чтение, но замечательным он считает не самого человека, а в основном его родителей. По-настоящему первичная вещь — это «замечательная курица». К счастью или к несчастью, но родители домановских пациентов готовы были совершать для своих детей чудеса. Они посвящали все свое время больному ребенку, выполняли все указания, которые давал Доман, и происходило невозможное: мозг ребенка стимулировали чтением, и он постепенно начинал двигаться. А среди родителей здоровых детей Гленн Доман выделяет особую категорию мам, у которых развитие детей происходит особенно бурно.

Американский ученый пишет, что интеллигентные (а значит, во всем сомневающиеся) мамы заметно отстают от тех, кого он называет «восторженными блондинками». А весь фокус в том, что у «восторженных блондинок» даже крошечный успех ребенка вызывает бурную радость, а это очень стимулирует занятия. Ой, как часто я мечтаю стать «восторженной блондинкой»! Радоваться, хлопать в ладоши, восклицать, что «мой Джонни просто гений!». Но «блондинками» рождаются не все, а радоваться успехам все равно нужно бурно. Тут сказывается разность культур, из-за которой американские системы следует адаптировать для европейцев. И снова пример, который приводит Доман для объяснения сути своей системы: предположим, мы до шести лет говорим при детях вполголоса. Будьте уверены, что они не воспримут ничего, о чем мы при них шесть лет разговаривали. Они будут для нас функционально глухими! А мы сами абсолютно то же самое проделываем с чтением: мы окружили ребенка мелкими надписями в детских книгах, и дети их, разумеется, не воспринимают. Это не значит, что маленький ребенок не хочет учиться читать.

Американцы заметили, что тысячи маленьких детей запоминают гигантские слова реклам на автострадах и повторяющиеся короткие фразы телевизионной рекламы. То есть, хотим мы этого или не хотим, но дети все равно пытаются учиться читать, только вместо обогащающей их информации они выучивают гимны «Пепси-коле». У нас есть в Израиле родственники, которые при своих детях всегда по-русски говорили вполголоса. И хотя родители говорят между собой только по-русски, дети не понимают НИ ОДНОГО СЛОВА, кроме слова «здрасьте», которое говорится громко. Я не обсуждаю «правильность» такой изоляции, я говорю только об эффекте. А если говорить о правильности, то нужно в двух словах упомянуть еще одну тему Домана: «ДЕТИ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ». Доман уверен, что ребенок может выучить в совершенстве столько языков, сколько ему дадут выучить. Со своим учителем они будут говорить на нужном языке, никаким образом языки не путая.

Дайте вашим близким, которые свободно знают другие языки говорить с ребенком только на своем языке. Не обязательно это должны быть английский и немецкий! Грузинский и литовский полезны ничуть не меньше. Ведь мы добиваемся развития мозга ребенка. Любой следующий язык будет даваться легче и легче. Только не создавайте «солянки» языков, смешанных жаргонов. В книгах Домана первое время удивляет, что он многие простые вещи объясняет читателям много раз. Но сейчас, когда начинаешь на эту тему писать сам, понимаешь, что нельзя начинать с практических рецептов. Нужно искать слова, чтобы прервать СОСТОЯНИЕ СПОКОЙНОЙ УБАЮКАН-НОСТИ, в котором пребывает большинство родителей. Слова «ваш ребенок не отстает от сверстников» означают только, что он развивается на сорок процентов своих возможностей. А неисчерпаемые возможности может гарантировать только раннее начало занятий. Хочется разбудить родителей, которые любят ребенка, не жалеют своего времени, и которые просто не понимают, что с малышом нужно заниматься. Вы знаете, что Мартина Хингис — многие годы первая теннисистка мира, взяла ракетку в руки в день своего двухлетия? Для этого не нужны ни теннисный корт, ни классный тренер: повесьте в дверном проеме мяч на веревке и дайте ребенку маленькую теннисную ракетку или на худой конец щетку для волос — пусть себе лупит! Большинство известных гроссмейстеров начали играть в шахматы в четыре-пять лет — это факты для раздумья.

Уже писалось что Доман рекомендует начинать учить ребенка ползать В САМЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ МОМЕНТ ЕГО ЖИЗНИ, в день, когда он родился. А пуповина? А то, что он не держит головку?! РЕБЕНОК ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬ ПОЛЗАТЬ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ, ежедневно увеличивая метраж путешествий и таким образом ПОЗНАВАЯ ЖИЗНЬ (и развивая свой мозг). Доман вводит понятие ФИЗИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА ребенка. По таблице Домана каждый родитель может легко выяснить, соответствует ли возрасту физическое развитие ребенка первых шести лет жизни. Наш сын пополз в три месяца, сам пошел в семь месяцев, начал кататься на роликах с полутора лет, а в год и десять месяцев овладел брахиацией — он висит на лестнице на руках и передвигается, перехватывая руками. И это не повод для гордости, а не больше, чем средний результат десятков тысяч учеников школы Домана. При этом мы не успели научить его плавать, как-то не получилось, и в два года он не ездит верхом, мало рисует, ленится без остановки бежать сто метров и так далее. А ведь есть еще тысячи вещей, которыми легко может овладеть солидный человек в первые два года жизни!

Ольга Шевченко
Ольга Шевченко
Мама трех детей. Обожаю детей, своих и чужих. Особенно малышей ♥. Статьи на детскую тематику пишу с 2008 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.