Развитие ассоциативного мышления, если переводить не дословно, а выразить суть, — то это вопросы типа — почему солнышко СЕЛО, у двери есть РУЧКА, ЧТО ТАКОЕ — СНЕГ ИДЕТ?
Популярен пальчиковый кукольный театр, дети меняются героями, говорят за кукол. В старшей группе дошкольников-шестилеток объясняется принцип рождения с самого начала зачатия и прочие увлекательные детали, но очень мягко, без грубости и даже намека на пошлости. Такое впечатление, что в маленьких городах дети ближе к природе, многие ездят к дяде или дедушке на ферму. И что маленьких животных не приносят аисты и их не находят в капусте, все знают очень рано. В группах очень интересные пособия по изучению человеческого тела — открывающиеся страницы на стене: кожа, потом мышцы, связки, внутренности, схемами показывается работа пищеварительного тракта.
Прогулки по большому городскому полудикому парку. Преподаватели знают деревья, кусты, цветы настолько точно, что это вызывает зависть. Видимо, в колледжах изучению природы придается большое значение.
Занятие по описанию облаков — занятие на прогулке, потом красками фиксируется впечатление от прогулки по парку.
Развитие воображения — это приоритетный подход, и он преемственно продолжается в школах.
В группах я видел чернокожих детей, выходцев с Ямайки, пакистанцев, вьетнамцев, их много, но мне показалось, что проблемы разных рас обсуждают, и каждый гордится тем, что он представляет другую часть мира.
Разный материал на стенах: молнии, застежки, пуговицы — дети учатся пользоваться ими на больших макетах.
В спортзале — баскетбольные кольца, играют мягкими безопасными мячами, специальные теннисные тренажеры (мяч на веревке), бревна с возможностью падать на мягкие маты, детские велосипедные тренажеры, бегущие дорожки. Многое для нас недостижимо из-за дороговизны снарядов, но культа снарядов нет, много просто подвижных игр, девочки вращают легкие обручи, играют в пятнашки, любят эстафеты, но в эстафетах всегда присутствует какой-то развивающий момент. В программе много командных игр, дети очень хорошо понимают принцип игры: победа, ничья, поражение, то, что нужно атаковать ворота противника и передавать друг другу мяч. Было удивительно, что группа четырехлетних детей совершенно осмысленно играла в хоккей. Осенью во дворе а я видел в средней группе вождение по дорожкам садик автомобильчиков с электромотором. Дети осваивают стандартные повороты — в группе было две таких довольно стареньких и вертких машинки. С детства вождению уделяется большое значение, почти не бывает водителей первого поколения, дети массу времени проводят в родительских машинах, и неудивительно, что многие рано начинают водить: на фермах, лесных дорогах. Я знаю девочек одиннадцати лет, которые потрясающе водят старые грузовички. Но вообще канадцы, в отличие от нас, — законопослушны. Культ безопасности детей существует (в том числе есть и охрана детских садиков, но Канада относительно безопасная страна). И думать о безопасности детей — не значит, ничего не делать. Воспитатели не боятся предлагать детям преодолевать препятствия в парке, залезать на дерево. Интересно, что большинство девушек-воспитателей выросло на фермах. Фактически они деревенские учительницы!
Любые занятия — только в игровой форме!
Например, счет в игровой форме — быстро показывают таблички с фигурками — тех же кроликов или матросов, потом считают и проверяют, кто правильно их сосчитал при мгновенном показе.
Слова громадными буквами на карточках были связаны с основной тематикой месяца, и вся группа повторяла их хором. Воспитатели разучивают с детьми все слова, которые они могут встретить на улицах города: открыто, закрыто, толкни на себя, к себе, названия магазинов и товаров.
В каком возрасте можно отдавать наших одаренных детей в детские сады? Американские психологи считают, что, как и многие проблемы, для мальчиков и девочек они решаются по-разному. Исследования показывают, что мальчики намного хуже переносят разлуку с родителями, и их пребывание в детских учреждениях до ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА чаще приводят к психологическим срывам. Девочки менее подвержены ощущению полнейшей паники, или тревоге, страху, что их навсегда бросили с чужими людьми. А у мальчиков это оборачивается повышенной агрессивностью и такой стереотип поведения может проявляться у многих из них в последующие годы.