Многие из нас помнят, как в детстве смешно глотали звуки, силясь произнести правильно, казалось бы, самые простые слова. Но в результате получалось вместо «лейка» — «ейка», вместо «лиса» — «иса», вместо «зееный» — «зеленый», а вместо «колючка» — «коючка». Наверняка вам хочется, чтобы вашего ребенка миновали эти трудности произношения тех или иных звуков. Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что «скороговорки — этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Скороговорки (чистоговорки) — это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего, насыщенный одинаковыми звуками.
Постарайтесь придать занятиям игровой характер. Посоревнуйтесь, кто быстрее и четче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом «говорящий» будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Логопедические упражнения будут способствовать улучшению дикции вашего ребенка, приучат быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогут устранить нечеткое произношение, словно «с кашей во рту». Можно проговаривать скороговорку сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко.
В — Ф
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Вова выбросил ведро, вовсе ветхое оно.
Г — К
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
На галере голубой плыли греки в город свой.
Д — Т
Дети делали для друга деревянный дом из дуба.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
X
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
Ха-ха-ха-ха-ха!
Р
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!
Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, а для бобрят добры.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Л – М – Н
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
С – З
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
Ш – Ж
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Примерил кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей;
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Жутко жуку жить на суку.
Ч – Щ – Ц
Четыре черненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж!
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.