Нужно ли детям двигаться?
27.07.2012
Сказку наизусть
27.07.2012

Пособия Зайцева

Пособия Зайцева хороши сочетанием наглядности и системного подхода, они абсолютно конкретны и исчерпывающи одновременно. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — любит повторять Зайцев. Он знакомит ребенка сразу со ВСЕМ аппаратом, который ему понадобится для чтения и письма на первом же занятии. Если говорить о чтении, то это все СКЛАДЫ, из которых состоит наша речь! Ведь раньше, при «царе Горохе», так и учили — читать «по складам» (а не по слогам!). Ребенок быстро справляется с объемом, который он видит целиком. Он должен видеть границы этого материала. А вот если требуется осваивать огромную таинственную страну, границы которой не видны, то знания входят в наш мозг неглубоко и быстро улетучиваются (именно по этому принципу построены занятия в школе…).

У Зайцева весь материал считывается со стены взглядом. Суть больше не тонет в ворохе упражнений. Все, кто привык работать только по принципу: «открыл параграф, сделал упражнение», начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева весь материал никогда не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип «от частного — к общему, от общего — к частному», потому что общего не существовало. Методика самого Зайцева разработана для детей от четырех лет. И хотя его ученики и последователи пошли дальше, и вроде бы адаптировали ее для обучения детей с самого рождения, но здесь нас ждет определенная стена в виде недоразвитости аналитического полушария мозга, на которое и направлена система Зайцева (на аналитическое чтение). И в возрасте от двух до четырех вы можете потратить на обучение детей зайцевским кубикам много месяцев, а в четыре года вы сделаете это за неделю.

Кубики Зайцева считаются обязательной принадлежностью дома, где развивают детей, и это замечательно! Развитие и правого и левого мозга — это идеальная модель развития ребенка, тем более что автор кубиков советует набить их палочками и гвоздиками, да еще и сделать их ароматными и звонкими (то есть мультисенсорное обучение!) И кубики можно применять в игре с ребенком и в год! Но мы считаем, что делать это следует только как фоновые дополнительные занятия, никогда не превращая их в «главное блюдо» занятий. Все-таки нужно помнить, что левое полушарие (на которое рассчитан метод Зайцева) становится доминирующим не раньше чем в четыре года (и именно в этот момент кубики Зайцева «работают» по-настоящему успешно). Именно поэтому четырехлетку можно выучить писать и читать по кубикам так быстро. А до этого левое полушарие играет только второстепенную роль в обучении. А вообще метод Зайцева прекрасен! Им нужно активно пользоваться и в шесть, и в семь, и в восемь лет, взять его на вооружение в младших классах — эффект будет прекрасный и явный. Кстати, два слова о кубиках и таблицах Зайцева: каждый кубик — это не больше чем раскладка складов на согласную Б- ба-бо-бу-бы-бэ — один из шести складов.. И если вы живете в Москве и хорошо обеспечены, то пошлите водителя в «Детский мир» за кубиками и не тратьте время и силы на самоделки. Но если вы живете не в Москве, а в деревне или у вас нет своего водителя, то прочтите о принципе зайцевских складов и за три минуты сделайте готовый кубик: возьмите и склейте три пустых спичечных коробки, этот процесс занимает восемнадцать секунд. Каждую из граней получившегося кубика обклейте белой бумагой и на каждой из граней (а всего их шесть) напишите букву Б (см. выше)…бь, бя, бе, бю, би, бе — вот уже два кубика готовы. А нам пока больше и не нужно. Раскладка с «Б» — наполнена камешками, раскладка с «БЬ» — палочками. На ближайшую неделю этих кубиков хватит — их можно мять, кидать, делать новые, не жалеть, и за них не болит голова. Два кубика в кровати годовалого ребенка и пару раз в день вы прочитываете: б, ба, бо, бу, бы, бэ, бь, бя, бе, бю, би, бе. Мы забыли еще про два кубика с гласными: а, о, у, ы, э и второй я, е, ю,и,е. Повторяйте их пару недель, за это время накопите еще шесть пустых спичечных коробков и двадцать камешков и сделайте раскладки с В и с Вь, и к двум годам ваш деревенский ребенок будет читать лучше самого Николая Александровича Зайцева, честь ему и хвала! И по такому же бесплатному принципу можно из подручных средств делать массу учебных пособий, если «Детский мир» по техническим причинам недоступен. Например: напишите на листах бумаги или картона простейшие слова, с которыми ребенок хорошо знаком. Можете выделить склады в каждом слове, так ребенок будет знакомиться не только со всем словом, но и со складами, запомнит их и начнет узнавать не только в этих, но и в других словах. МА-МА Я-Б-ЛО-КО
МА-ЛЫ-Ш Г-РУ-ША
Б-РА-Т Т-ВО-РО-Г
ЧА-Й-НИ-К КУ-К-ЛА
По складам, а не по слогам! Склад — это единичное мышечное усилие, «атом» речи. И он не всегда совпадает со слогом. В самом слове склад — 1 слог, а складов тут целых 4. С-К-ЛА-Д.
Высота букв не должна быть меньше 6-7 см.
Каждую карточку можно оклеить со всех сторон широким скотчем или термопленкой для оклеивания учебников.
В этом возрасте, в котором находится сейчас ваш малыш, он может с удовольствием разглядывать карточки (по одной, две, три, пять за один раз). Старайтесь использовать их в нужный момент. Когда вы играете с малышом в игрушки, показываете на них и называете, продемонстрируйте слово, соответствующее данной игрушке. Старайтесь не превращать игру и общение в урок, просто вовремя покажите одну, две или три карточки, уберите их в сторону и продолжайте играть с малышом.
То же самое делайте, когда знакомите малыша с названием его частей тела, предметов в доме, перед едой (а не во время). Время от времени демонстрируйте слова, обозначающие «название» людей, которые окружают малыша.
Показывая слово, можете проводить рукой вдоль него внизу слева направо, чтобы научить малыша правильно направлять взгляд. Только не стоит это делать каждый раз, чередуйте этот способ с обычным чтением.
Время от времени прочитывайте слова по отдельным складам, показывая на каждый из них пальцем, а затем еще раз прочитайте слово, но целиком, как обычно.
Кроме целых слов, показывайте ребенку отдельные склады. Сначала лучше только ударные — их желательно выделять черным цветом. Покажите на склад пальцем и громко произнесите его. Если вам кажется, что малыш не смотрит на отдельный склад, а все-таки проводит глазами по всему слову, закройте пальцами или бумагой остальные склады.
Когда малыш начнет произносить первые слова, повесьте их изображение на стену в том месте квартиры, где малыш чаще всего бывает. Показывайте на слово и произнесите: «Написано «мама»!». Через несколько показов спросите у ребенка, где написано «мама», если, конечно, малыш умеет в ответ на вопрос «где?» показывать пальчиком. Еще через некоторое время, показывая на надпись, произнесите: «Написано… (пауза) …мама» (произносит ребенок или вы за него).
Когда ребенок будет осваивать новые слова, предыдущее не убирайте из поля его зрения, оставьте на старом месте. А новое разместите где-нибудь невдалеке.
Не стоит вешать слово «стул» на стул и так далее. Ребенок должен ориентироваться не на предмет, а на графическое изображение слова.
Конечно, это не сознательное чтение, а интуитивное, как его называла Мария Монтессори. Но и речь мы воспринимаем «интуитивно»: когда нам говорят «стой! не переходи дорогу, там идет машина…», о, я вас уверяю, вы не успеваете сделать морфологический разбор услышанного — вы просто интуитивно останавливаетесь, и ничего стыдного в таком восприятии нет…

Ольга
Ольга
Мама трех детей. Обожаю детей, своих и чужих. Особенно малышей ♥. Статьи на детскую тематику пишу с 2008 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.