Отрывок из книги Михаила Федотова о раннем развитии:
Заветные слова Народа Джунглей ему приходилось заучивать наизусть, и Маугли очень уставал повторять одно и то же по сотне раз!
Редьярд Киплинг. Маугли
Какое счастье, когда имеешь готовые рецепты и можешь раздавать их, как золотые монеты! Но трудно быть щедрым, когда требуется совет по ускорению развития речи. Многие считают, что речь — это трудноуправляемый процесс и большинство эффекта от дополнительных усилий ожидать не приходится. В своей практике мы применяли громкую ясную речь, многократные повторения отдельных слов, с показом соответствующих предметов, демонстрацию карточек Домана с внятным произнесением слов, массу внятных магнитофонных записей со стихами и речью. Правда, достаточно убедительной связи наших попыток с какими-то ускоренными результатами мы не обнаружили. Но ведь не доказано и отсутствие результатов, поэтому не стоит отказываться от подобных занятий вообще. Во-первых, нельзя отказываться от подобных занятий вообще. Во-вторых, нельзя сравниваться одного ребенка с другим. Что трудно одному ребенку, может легко усвоить другой. Эволюцию развития можно проследить только сравнивая ребенка самого с самим на разных этапах. А во-вторых, невозможно сказать, когда бы ребенок заговорил, если бы с ним не занимались. Как вы понимаете, провести строгий научный эксперимент: раздвоить ребенка, чтобы с одной его копией занимались развитием речи, а с другой — «клонированной» копией, не занимались, — к счастью, невозможно! Какие-то выводы можно было бы делать по близнецам, но описания работы по развитию речи близнецов нам пока не попадались, да и рисковать развитием одного из близнецов не стоит. И остается только выполнять максимум, который рекомендуется многими авторами. И если эти методики не разовьют речь ребенка, то уж самого ребенка они разовьют обязательно! А это уже немало! Тем не менее мы рекомендуем если вы хотите, чтобы ребенок заговорил в год, заниматься с ним не только сегодня, но и вчера и позавчера, а лучше бы детской речью заниматься, как ползаньем, с рожденья. Но и семь с половиной месяцев — тоже превосходный возраст! Детскую речь можно сравнить с городом под водой — вода постепенно уходит, и бушующая в глубине ребенка речь начинает выходить на поверхность. Что же можно делать, чтобы облегчить ее появление?
Прежде всего, не отмахиваться от ребенка и всегда громко и внятно отвечать на его вопросы. Очень важно объяснять ребенку любое действие, которое вы совершаете, ведь он его наблюдает или чувствует. На тысячный повтор ребенок будет понимать, что вы собираетесь сделать. Мы знаем ребенка, который относительно свободно разговаривал в год. Его мать объясняла, что с шести месяцев он знаками, жестами и словами начал спрашивать о предметах — ЧТО ЭТО?
Он мог задать этот вопрос 25 раз подряд, доводя своих родных до бешенства. Мама ребенка рассказывала: «Только потом я поняла, что он не морочил нам голову, а пытался разучить эти слова!» В год мальчик Коля говорил: «Мама, ну иди уже ко мне скорее!»
РЕЦЕПТ ДНЯ (Как «дежурное блюдо в ресторане»). Система Зайцева основана на чтении по складам. Склад — это кирпичики, из которых состоит наша речь. Склад — это атомы и молекулы речи, это «биты» мышечных усилий. С-К-ЛА-Д. Один слог, но целых 4 склада! Мы произносим слово ПО СКЛАДАМ. Когда вы учите читать, даже по карточкам Дома-на, разбивайте слова на склады, помечая их разным цветом. Давайте попробуем и говорить с ребенком «по складам». И делать это всегда, когда у вас есть терпение и время. То есть, выделять склады, чтобы ваша речь не представлялась ребенку манной кашей. Семьи, которые пробовали так стимулировать детскую речь, всегда получали положительный эффект. Большинство родителей, разделяя на склады, читали детям короткие стишки. Но этот метод не обязательно должен быть связан со стихами. Итак, с какого момента начинать заниматься развитием внятной речи? С РОЖДЕНИЯ!