Этот период жизни малыша можно назвать временем повышенного любопытства. Такое же поведение на определенном этапе развития проявляют цыплята, щенки, котята. Но для ребенка характерным и отличительным есть то, что им, с одной стороны, руководят определенные, заданные природой инстинкты, а, с другой — умение обобщать все предварительно изученное.
В массе малыш набирает в среднем 500-550 г, в росте — 1,5-2 см. То есть, темпы роста из месяца в месяц замедляются. Но помним, что ваш малыш является особым созданием, которое имеет свои индивидуальные правила роста. Если ребенок в этом или в прошлом месяце болел, пусть даже обычной вирусной инфекцией, то это может замедлить его месячный прирост. Со временем такое состояние дел исправится, и масса будет отвечать норме, но при условии, если питание и уход будут отвечать необходимым требованиям.
Большую часть дня ваш малыш будет передвигаться по дому в поисках чего-то нового и интересного. К сожалению, природа не подарила врожденного осознания опасности, поэтому правилом на этом этапе жизни вашего ребенка должно стать — «малыш изучает, а мы предостерегаем». Для этого еще раз осмотрите свое помещение для оценки приведенных ниже нюансов.
Малыш этого возраста способен непрестанно бороздить вдоль и поперек всех комнат, детально изучая разнообразнейшими методами окружающую среду. Все, что можно взять в руки — передвигается, приоткрывается, встряхивается, испытывается \»на зуб\», сосется или бросается. И не смейте отвлекать его от этого интереснейшего занятия, так как получите реакцию гнева. Но когда малыш, успокоившись, возвращается к своему делу, настроение молниеносно меняется, и ребенок снова становится веселым.
Вообразите себе, в каком количестве энергии нуждается ваш малыш каждый день. Попробуйте в один день сами имитировать все перемещения и движения ребенка, поползайте вместе с ним. Однозначно, что за 3-4 часа вы упадете от усталости. А малыш, посмотрев на вас, будет продолжать свои занятия в предыдущем темпе вплоть до конца дня. Поэтому никогда не судите по себе: «Он, наверное, уже устал. Мне же так хочется уже полежать и отдохнуть». Вы — не малыш. И не настаивайте на отдыхе! А вот вам остается только посочувствовать. Так как в конце дня вы станете похожей на зомби.
Малыши любят крутиться возле двери. Для них это еще одно новое открытие: дверь, оказывается, может двигаться, а стены, стол, стул — нет. Помните о том, что открывать дверь нужно очень осторожно, чтобы не поранить малыша. Именно в этом возрасте у детей часто случаются травмы пальцев рук, которые оказываются между дверью и стеной или полом в совсем неподходящий момент. Будьте внимательны, чтобы потом не жалеть.
В этом возрасте малыши, как правило, приобретают большой опыт в скоростном ползании. Попробуйте-ка, став на колени, догнать свое чадо. Без сомнения, вам это не удастся. Во время активного ползания изменяется мышечный аппарат ребенка, а именно, те группы мышц, которые со временем будут нужными для формирования вертикального положения и ходьбы. Для того чтобы полноценно стоять, малышу нужны не только крепкие ноги. Важнейшую роль в этом процессе сыграют мышцы спины.
Обратите внимание, каждое новое движение, которое поднимает тело немножко выше от предыдущего уровня, — это тренировка, для того чтобы в будущем устоять на ногах. Сначала это будет поднятая вверх рука, которая старается ухватиться за кресло, дальше — подтягивание всего тела в том же направлении. Изо дня в день такие моменты будут повторяться, но время когда ребенок полноценно встанет на ноги настанет лишь в 9-10 месяцев. Итак, не ускоряйте событий! Всему свое время. Не старайтесь своими силами «ставить» малыша. Помните, никто не любит насилия. Не удивляйтесь тому, что когда вы поставите восьмимесячного малыша возле какой-нибудь опоры, его ножки сразу же превратятся в две мокрых макаронины, которые сгибаются во все стороны и совсем его не держат. Дайте возможность ребенку «дойти» ко всему самому. Сквозь цепочку собственных ошибок и удач малыш найдет свой метод держаться на ногах.
Ребенок поначалу должен осознать, что есть предметы среди домашней мебели, за которые можно ухватиться, и они при этом не двигаются, а есть другие, которые почему-то прогибаются или же падают. Это понадобится в будущем. Сначала удастся протянуть одну руку и ухватиться за опору, другая же обязательно нужна для «страховки» на полу. Дальше можно опереться на одну ногу и перенести массу тела на одну половину, со временем — подключить вторую половину тела. И последний момент — отпустить «страховку». На эту цепочку иногда идет два или же три месяца. Вот почему не следует силой вмешиваться в процесс поднятия на ноги.
Ваш ребенок в этом возрасте уже уверенно сидит, тем не менее, самостоятельно усесться из положения лежа ему не удается. Такое положение становится любимым во время игры, но иногда оно еще неустойчиво, и малыш может упасть. Учтите это и обеспечьте какую-нибудь «страховку», если малыш большинство времени будет играться на диване, или же приобретите «манеж». Хотя сразу скажу, что около половины детей не любят играть в манежах. Это ограничивает их активное пространство. Лучше иметь в помещении высокий стул и усаживать у него малыша, зафиксировав специальными ремнями. Можно также усадить ребенка в кресло, и он получит чрезвычайное наслаждение, общаясь с семьей, таким образом.
Захватывание предмета по типу щипцов – между большим и средним пальцами — совершенствуется. Теперь малыш может перекладывать вещь с одной руки в другую, осматривать ее, и даже ползать, одновременно держа в руках какую-нибудь игрушку. Это большое достижение, потому что такие признаки уже отличают человеческое существо от, скажем, человекоподобных обезьян.
Любимой игрой с мамой становится бросание предмета на пол. Им может быть ложка, тарелка или же просто игрушка. Интересным для ребенка становится то, что же произойдет в результате такого действия с этой игрушкой. И если вы включаетесь в игру, поднимая вещь, то наслаждение достигает своего наибольшего выражения. Такое бросание будет длиться до тех пор, пока вы сами не откажетесь продолжать игру.
Некоторые малыши в восемь месяцев вдруг решают, что теперь они должны есть только самостоятельно. Причем, очень редко их интересует ложка как средство для подъема пищи ко рту. Значительно интереснее потрогать все пальчиками, растереть в ладошках, по столу и лишь потом попробовать. А самым вкусным, как правило, есть то, что находится в вашей тарелке. Наберитесь терпения и разрешите юному исследователю поэкспериментировать. Это также своеобразная школа познания. У ребенка именно сейчас прорезаются зубки, и он почти ничего не возьмет в рот, т.е. не съест, зато прекрасно все размажет по кухне.
И вообще, кухня становится интереснейшей комнатой для малыша. Во-первых, так как она ваше любимое место пребывания (по мнению ребенка). Во-вторых, в ней вы постоянно играетесь в какие-то кастрюльки, значит, есть что повторять. В-третьих, обследовать содержимое всех кастрюль, тарелок такое заманчивое дело! Поэтому необходимо учесть безопасность игры малыша в вашем \»кабинете\», проследите за соблюдением всех предупредительных мер и следите за своими действиями (горячая посуда, блюда, кипяток). Какую неприятность приносят ожоги детей, полученные по неосмотрительности мамы или бабушки на кухне!
Процесс прорезывания зубов продолжается. Иногда в этом возрасте только начинает вырастать первый зуб. До конца первого года жизни у вашего малыша должно быть приблизительно 8 зубов. Прорезыванию, как правило, предшествует образование на десне плотных отечностей, которые по величине напоминают зуб, который в скором времени появится.
Припомните время, когда у вас появлялись постоянные зубы. Неприятные ощущения! То же самое сказал бы ваш малыш. Поэтому старайтесь помочь ему любым из вспомогательных средств.
В возрасте восьми месяцев дети, как правило, спят еще дважды в день. Хотя есть исключения, когда малыш спит только один раз в день, но он тогда длится немножко дольше, чем у других. Продолжительность ночного сна — 10-12 часов. Малыш засыпает около 20 ч. и просыпается около 6 — 8 утра. Иногда родители жалуются, что их ребенок просыпается в полночь или в 3-4 часу ночи, чтобы поиграть. Не нужно силой его укладывать снова спать, но и не нужно присоединяться к игре. Лучше спокойными словами или же колыбельной песней вернуть малыша в кроватку.
Настало время выговорить свои первые слова. Конечно, ими становятся простейшие, любимейшие, звуки «мама», «дада», папа», «баба». Малыш хорошо подражает услышанным вашим собственным или посторонним звукам, долго и с готовностью что-то «рассказывает», очень хорошо эмоционально окрашивает свою речь. Вы никогда не ошибетесь, определяя, когда малыш выражает свое недовольство, или же наоборот, радость. Общаться ребенок иногда начинает уже с кем-то. Это не всегда мама. Но настороженность к незнакомцам все еще остается. Лишь когда рядом есть родные, можно спокойно изучить нового человека. Ни в коем случае не оставляйте малыша соседке или кому-нибудь другому на время, когда вы планируете поход по делам. В таких ситуациях он может стать возбужденным и испуганным. Если же, все-таки, у вас нет другого выхода, то попросите вашу временную няню не подходить к ребенку близко и не брать его на руки.
По данным психологических исследований, малыш относительно спокойно себя ведет и «подпускает» незнакомцев на расстояние не ближе 80 см. Ближе разрешается подходить только родным. Если же кто-то чужой еще и берет ребенка к себе на руки, это вызовет негативную реакцию и даже плач. Почему же мы в этой ситуации испытываем удивление! Вы очень обрадуетесь незнакомцу, который вдруг на улице бросится вас обнимать? Так же и ваш малыш. Знакомство с окружающими нужно проводить постепенно. Поначалу это должен быть осмотр через плечо мамы, со временем включение в беседу вместе с мамой и лишь в последующем, и только после согласия малыша (любопытство, все-таки, берет свое), можно пообщаться уже непосредственно с незнакомцем.
Обратите внимание на частоту возникновения заболеваний как дыхательных путей, так и пищевого тракта. При необходимости откорректируйте питание. Достаточно ли малыш получает воздушных ванн, т.е. находится в голеньком виде в комнате или на улице, эффективны ли элементы закалки, гимнастики и массажа?
До конца всего первого года жизни вы каждый день будете замечать что-то новое в поведении малыша. Эти изменения будут для вас чрезвычайно приятны и желанны. Иногда будет казаться, что ваша работа весьма тяжела. Но помните, все эти трудности вы потом с радостью будете вспоминать, потому что ваш ребенок, будет похож именно на вас! Посвятите себя ему целиком хотя бы на один год. Вы не пожалеете!
Интеллектуальные
· Могу помнить последние события.
· Обследую объекты всеми органами чувств, анализирую трехмерные предметы.
· Решаю свои простейшие проблемы: как достать игрушку, которая находится на расстоянии протянутой руки.
· Комбинирую одни проявления поведения с другими для проявления новых эмоций.
· Могу сказать «мама», «баба», «папа».
· Играю в игры типа «где ты?» или «поймай меня».
Социальные
· Имитирую мимику других людей и их движения.
· Волнуюсь при появлении незнакомых людей и успокаиваюсь с родителями.
· Требую внимания. · Могу «заставить» родителей подать именно «ту» игрушку.
· Глажу, улыбаюсь и стараюсь поцеловать свое изображение в зеркале.
Сенсорно-моторные
· Ползаю очень быстро во всех возможных направлениях.
· Использую мебель для опоры, чтобы подняться в положение стоя.
· Могу ползать с предметом в одной руке.
· Если удается встать, стоя выставляю одну ножку впереди другой.
· Могу держать один из предметов и манипулировать им, когда смотрю на другой.
· Люблю исследовать все кругом ртом и руками.
· Плескаю в ладошки.
· Хорошо слежу глазами за предметом, который двигается.
Физические
· Прибавляю в массе за месяц 550-600 г.
· Прибавляю в росте на 2 см.