Суть писем, которые мы получаем, сводится к двум следующим строкам: «Дорогие авторы!
Вы предлагаете тысячи программ, но мир непознаваем и бесконечен, а мы всего лишь работающие родители! И что же нам все-таки выбрать?» Стоп! Давайте остановимся и придумаем какую-нибудь реальную программу на пару ближайших лет. Давайте сначала решим, чего же мы хотим от ребенка. Сколько ему, кстати, лет ( это важный фактор)? И вот еще один фактор: хорошо бы предложить ребенку такую программу, которая интересует самих родителей. Вот я, например, не хочу быть «интеллектуальной прислугой» ребенка, а хочу быть соучастником учебного процесса. Очень обидно наблюдать семьи, где вкладываются огромные силы в изучение иностранного языка: мама возит ребенка к учителям, сидит над уроками, проверяются задания, но ребенок-то, в конце-концов, овладевает языком, а мама остается на исходном нулевом уровне. Это плохо еще и потому, что возможность помочь ребенку остается очень ограниченной, а ведь не отстать от дочки и сына, сесть с ним в один и тот же «иностранный» поезд, было предельно легко. Поэтому оставим это условие одним из самых важных. А из него, к сожалению, вытекает, что система Домана нам подходит в очень ограниченном размере. Потому что ГЛЕНН ДОМАН принципиально надеется (или уверен), что при введении в мозг систематических разнородных «битов» информации, ребенок легко переварит эти данные и переплетет их в одну связанную сеть, но мозг взрослого человека сделать этого не сможет, и наша роль будет сводиться все-таки к изготовлению карточек для «будущего гения»!
А нельзя ли давать знания в какой-то заложенной системе, чтобы основная канва этих связей была заложена с самого начала? И сам подход не зависел от возраста ребенка? Или чтобы к этой программе можно было подключить детей разных возрастов! Еще одна мысль мучила нас с того момента, когда нашему младшему ребенку стукнуло десять месяцев! Дома валяется безумное количество учебных пособий, но они работают ограниченное время, выполняют свою функцию и уходят «в глубокий запас». А как же сделать систему, которая будет действовать многие годы, только усложняясь, при этом, не подвергаясь моральному старению.
И собственным домашним изобретением стало правило «привязки к местности» любой информации, которая дается ребенку. Если старшим детям заводились тематические альбомы по любой из выбранных тем (крокодилы, мошки-блошки и звезды), то в последние годы каждый бит информации сразу получал ярлык, привязывающий его к месту обитания на земле. Эта работа принципиально выполнялась и в бумаге, и на экране компьютера, поэтому здесь описывается «собирательный» образ этой программы. Главные папки — это КОНТИНЕНТЫ. Папки второго порядка — СТРАНЫ-СТОЛИЦЫ. Папки третьего порядка — ОТДЕЛЬНЫЕ ГОРОДА. Любой вводимый факт не может миновать две первые двери — континент и страна. Это может быть собака, мотылек или мотоцикл, но они обязательно привязаны. Можно сразу возразить, что кроме немецких овчарок, японской хурмы и флоридского окуня существует еще тысячи международных видов, принадлежащих всей земле! Но на первом этапе занятий такие «бездомные» растения и животные НАМ ПОКА НЕ НУЖНЫ. Когда все континенты и все страны наполнятся своими собственными машинами, своими собственными собаками, своими собственными, самыми характерными деревьями и травами, своими типами лиц и характерными расами, у нас в мозгу создается четкая система связей, которая понятна и нам и ребенку. В тот момент, когда мы вводим классификацию собак — немедленно масса известных ребенку собак встает в новую сосуществующую систему понятий. Наша сетка становится объемной. Раньше мы открывали альбом «животных» или альбом «обезьян», чтобы вообще познакомить ребенка с аллигаторами и макаками, но с определенного момента такой альбом оказывался просто «кучей» наклеенных фотографий, а теперь аллигаторы и макаки находятся на своем законном вечном приколе согласно паспортной прописке. А в тот момент, когда ребенок будет готов, на каждый из видов можно будет выбрать соответственную систематизацию. Создавать подобные программы приходится еще и потому, что изданными пособиями часто невозможно пользоваться. Так, купил альбом для вырезания, соблазнившись складовыми названиями видов растений, вы через неделю обнаруживаете, что читать все эти названия дети быстро научились, а ива, мухомор и облепиха входить в одну группу могут только для ребенка одного года, да и то, непонятно, под каким общим названием («зелень» или «цветочки»). Но для ребенка такого возраста буквы должны быть не менее 7-8 сантиметров высотой, и слова не длиннее трех-четырех букв! И вот такое несоответствие очень характерно для всех пособий, которые находятся в доступной продаже. Разумеется, при нашей системе обязательного «паспорта с пропиской», многих представителей живой и неживой природы будет просто никуда не отнести. Например, березу обычную, в крапинках, или кота обычного, серенького! Давайте таких «бомжей» прописывать в Петербурге или, еще лучше, в Москве! Кот «обычный», московский, так и будем его величать. Лет через пять, может быть, отыщем его национальные корни! Уверены, что такие программы должны существовать и в компьютере (где их легче создавать) и на бумаге. Если нет компьютера, то его придется купить! Но компьютер можно купить самый дешевый: никаких «наворотов» и изысков для создания этих файлов не нужно. Повторяем нашу задачу, не потому что ее не слышит читатель, а потому что в каждый момент необходимо внятно и громко говорить себе: « Если ты хочешь показать ребенку темнокожего, сразу свяжи его с файлом «Африка», а дельфинов свяжи со Средиземным морем и Южной Европой!» И пока не выработается привычка пропускать биты информации через ограниченное число «входных ворот», приходится все время себя дисциплинировать и привязывать факт к его законной точке на Земле. С какого-то момента, (но думается, что это следует делать не раньше пяти лет), следует ввести в жизнь параллельное стволовое понятие — ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВРЕМЯ. Конечно, время фигурировало в жизни ребенка и раньше, но ставить «временное» клеймо на любую входящую информацию до пяти лет у нас не получается. И опять масса понятий внешне не связывается со временем, но можно искусственно подобрать, например, картины, в которых одежда людей отражает данное столетие или эру. Архитектура — вся завязана на времени. Корабли — отражают свою эпоху. И так постепенно накапливается целая череда тем и понятий, которые удается связать со временем. И, таким образом, начинает плестись еще один значительный кусок сети МИРОВОГО ЗНАНИЯ. Но если в пять лет я просто создаю с ребенком макет улицы XV века (по книгам, по картинкам), или XIX века, и мы пытаемся представить себе, как выглядела та или иная эпоха, то потом эти периоды можно будет населить войнами, писателями, художниками, учеными! Все новое на свете делается из-за ЛЕНИ! И мы для себя пытаемся придумать способ, который позволяет не создавать очередную серию фактов заново, а только дополнять существующие папки, этот способ позволяет экономно относиться к своей работе и достигать преемственности знаний. Получаются домашние энциклопедии под эгидой географии. Самодельные энциклопедии, которые РЕАЛЬНО РАБОТАЮТ! Вообще мы с большой опаской относимся к покупным энциклопедиям.
Мы уже писали, что в продаже появились красивые, подробные, ну просто шикарные энциклопедии. Любые слова будут недостаточными. И дело даже не в том, что они очень дорогие, речь идет не о цене. Просто опыт подсказывает, что, приобретя энциклопедию, ты невольно начинаешь думать, что дело уже сделано, и, просматривая энциклопедию, ребенок всему научится. Но вот этого-то как раз и не происходит. И по-настоящему пользоваться подробной энциклопедией нельзя еще и потому, что из нее невозможно ничего вырезать, (а нам ведь не нужны все подряд птицы, звери, паровозы, а нужна какая-то выборка, которую в энциклопедии делать неудобно), да и шрифт мелкий, и в подробностях утопаешь.. Остается надеяться, что ребенок будет сам читать эту прекрасную книгу подряд и что-нибудь запомнит! Но с дошкольниками, даже с самыми умными, такого обычно не случается. Поэтому энциклопедия остается только замечательным бесполезным подарком, который отлично смотрится на полке! К сожалению, по большим альбомам художников, заниматься с ребенком тоже не получается. Конечно, их можно просмотреть с малышом, если ему не скучно, но мы все время пишем о коротких и регулярных занятиях, а для занятия необходимо пособие, чаще всего типовая карточка, а на площади альбома заниматься неудобно.
Заключая эту главу, хочется еще раз посоветовать вокруг континентов и стран (кроме СТОЛИЦ, ФЛАГОВ, КАРТ и, ОБРАЗЦОВ ЯЗЫКА) поместить млекопитающих, рыб, птиц, деревья, героев мифов, реки, цепи гор, разные человеческие расы, героев детских книг и список этот не полный. Мы прочли прекрасную книгу «Папа, мама, восемь детей и грузовик» и герои отметились картинкой в папке ЕВРАЗИЯ далее ЕВРОПА, далее СКАНДИНАВИЯ, далее НОРВЕГИЯ, далее ОСЛО. У соседей появился чернющий бомбейский кот: мы сделали его паспортную фотографию 3×4 теперь можно ее отыскать в папке ЕВРАЗИЯ, далее АЗИЯ, далее ИНДИЯ, и все это находится на планете ЗЕМЛЯ. Впрочем, создание папки КОСМОС мы решили отложить на далекие школьные годы.
2 Комментарии
Да, Елена, мы именно просто раскладываем карточки по соответствующим альбомам. Потом, позже, Вы сами увидите, что можно создать подтему, а на первоначальном этапе не нужно усложнять.
Добрый день, уважаемые авторы статьи "Самодельная энциклопедия (под командованием географии)"!
Меня восхитил ваш подход к делению битов информации. Действительно у ребенка (да и у меня) после такой классификации останется ясная картина мира. Помогите, пожалуйста, решить вопрос с подачей информации. Например, дается тема "Фрукты". Допустим, часть фруктов родом из Азии, часть из Африки. Делите ли вы тему на две подтемы? Или же после предъявления просто раскладываете карточки в соответствующие альбомы Азия и Африка