Потешки и прибаутки — это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
У нашего народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство — его опыт, его фольклор. Веками бабушки, матушки, нянюшки складывали песенки, потешки и прибаутки.
Вспомните некоторые из них, и они помогут вам. И не беда, если вы не знаете мелодии. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте потешки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.
***
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот? Он все съел,
Оттого и потолстел!
***
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает.
***
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели кашку?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
— Чего на закуску?
— Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.
***
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
***
— Сорока- сорока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала
Ты дров не носил, ты печку не топил!
***
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
***
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
Пришел поезд запоздалый,
Из последнего вагона вдруг посыпался горох.
Пришли куры поклевали-поклевали,
Пришли гуси пощипали-пощипали,
Пришел слон потоптал,
Пришла слониха — потоптала,
Пришел маленький слоненок — потоптал
Пришел дворник — все подмел,
Поставил стул,стол,
Поставил печатную машинку и начал печатать:
«Дорогие мои дочки, дзын-точки (щекотать под мышками),
Присылаю вам чулочки, дзын-точки ,
А чулочки не простые — в них застежки золотые».
Заклеил конверт, поставил печать и опустил в почтовый ящик.
Письмо шло-шло и, наконец, дошло.
***
После завтрака шнурок
Лёг погреться на песок,
Полежал совсем немного
И отправился в дорогу,
Погулял среди травинок
И приполз назад, в ботинок.
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
В ножки ходунки,
В ручки хватунки,
В головку разумок,
А в роток говорок.
***
Раз, 2, 3, 4.
Посчитаем дырки в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
***
Раз, 2, 3, 4, 5.
Кошка учится считать.
Потихоньку-понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.
***
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
И смотрели три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели Васьки на карниз,
Посмотрели вверх и вниз…
И сказали три кота:
«Красотаааа!»
***
— Ножки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили.
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Настенька с грибком,
С подосиновичком.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!