Говорить будем о том, как выбрать увлечение для своего ребенка: спортивную секцию, танцевальную или музыкальную школу, научный кружок или клуб собаководов. Сразу режет слух фраза «выбрать увлечение». Увлечься должен ребенок, а задача родителей — правильно подвести его к этому занятию и подобрать хорошую секцию, студию, школу.
На самые важные вопросы ответим выдержками из писем наших читательниц, которые столкнулись с подобными задачами и нашли достойные решения.
В шесть лет я отдала Рому на айкидо, но после летнего лагеря услышала столько негатива от тренера по поводу сына, что сразу же забрала его из секции. Потом был футбол, но в период роста (12-13 лет) при обследовании спортивный врач запретил играть. Сын расстроился, но увлекся греко-римской борьбой. Повезло с тренером — требовательный и одновременно заботливый, как родной дедушка. Постоянно устраивал турниры, встречи, посиделки. Мальчишки потом еще много лет по традиции ходили перед новым годом к нему на чаепитие. Но борьба — не последнее увлечение сына. В 10-м классе пошел в танцевальную школу. Современные танцы оказались именно тем, чего хотел Рома. Завлекло, унесло, закрутило на многие годы.
У меня двое детей, старший сын и дочка на 4 года младше. Поскольку я сама закончила музыкальную школу, то хотела, чтобы дети пошли по моим стопам. Пианино долгие годы было в состоянии ожидания. Начиная с четырехлетнего возраста спрашивала у сына, хочет ли он играть на пианино, играла ему песенки, рассказывала смешные истории. Но он только возил машинки по клавишам и все отрицал. В музыкалку не пошли.
С дочкой я все повторила. Она часто подходила к пианино, своими маленькими пальчиками нажимала на клавиши и прислушивалась…. В 7 лет я отдала дочку в музыкальную школу.
Но история на этом не заканчивается: когда сын закончил образовательную школу и поступил в университет, у него что-то щелкнула и он стал заниматься музыкой, часами играть на пианино, брать уроки сольфеджио и вокала.
Все время возвращаюсь мыслями назад и думаю, правильно ли я поступила, что не сдала сына насильно на музыку? И отвечаю: да. Сейчас сын осознано и мотивационно занимается музыкой, а школу мог бросить уже через пару лет.
Я вожу дочку на танцы с четырех лет. Хотя потом узнала, что можно было отдавать и в 3 года. Но не об этом. Когда сидишь возле танцевального зала во время занятий, узнаешь много интересного.
Пришла однажды мамочка трех девочек (!) за средней дочкой, а за руку вела малышку 2-3х лет. Я улыбнулась и спросила: новую танцовщицу привели? Мама ответила, что две старшие дочки занимаются танцами, очень успешно и с большим интересом. А вот малышка к танцам совсем равнодушна, но постоянно кувыркается, «завязывает себя в узелок», сидит на шпагате. Так что планы — идти на гимнастику — улыбнулась мама, бывшая гимнастка.
Хочу рассказать о своем сыне. Еще в младших классах он записался на шахматы. Но как-то не увлекся, хотя дома с папой с удовольствием играет и по сей день. Потом была борьба. Борьба потому, что тренировки проходили в школе и можно было с продленки туда самостоятельно ходить и плюс по деньгам это было почти бесплатно. Борцовская карьера продвигалась успешно, выигрывал призы на уровне района.
Однажды он пришел и сказал, что хочет записаться на футбол. Я ужаснулась, ведь это один из самых травматичных видов спорта. Плюс было не удобно перед тренером по борьбе, я сама не люблю, когда вот так бегают с секции на секцию. Поэтому сыну сказала, чтобы он пошел и сказал все в лицо тренеру, почему, как и куда. Мне казалось, что в четвертом классе мальчик не сможет сказать. Но я ошибалась — пошел, объяснил, тренер по борьбе «отпустил с миром». И началась футбольная карьера. Команда попала в первую лигу, потом в высшую. Уже в одиннадцатом классе принимали участие в молодежном чемпионате Украины. И поэтому умудрились опоздать на собственный выпускной. Потом университетская сборная. После травмы и операции на мениске сын восстановился, но в команду не возвратился. Однако любовь к футболу осталась и всегда, когда есть возможность, играет.
Моя подружка очень расстроилась и обиделась, когда ей отказали в поступлении дочки в крутой ансамбль танца. Ей ответили: мы не ортопеды и не диетологи, чтобы вылечить вашу дочку от косолапия и ожирения. У меня тогда возник вопрос, почему нужно было идти в этот крутой ансамбль, ведь есть много и других, по проще. Подумала, но не озвучила.
Прошло много лет, я отвела свою младшую дочку в танцевальную школу, в которую ходил мальчик из нашей детсадовской группы. Наша тренер принимала всех: толстых, худых, маленьких, больших, косолапых и с любыми другими изъянами. Все дети чувствовали себя комфортно. Да, мы не были показательным ансамблем, но участвовали во многих конкурсах и фестивалях в разных городах.
Это все я написала для того, чтобы посоветовать родителям: ищите «своего» тренера, «свою» секцию, «свой» ансамбль. Не ограничивайте ребенка, думая, что он не такой, как другие. Каждый ребенок — особенный.
Мы с мужем совершили ошибку, как и многие другие современные родители. Мы заменили общение с ребенком гаджетами. Казалось, что это хорошо для его развития. Но получилось наоборот: ему не интересно прыгать, бегать, возиться в песочнике или гонять в мяч. Только дома и только с компьютером.
Семейный «мозговой штурм» помог придумать кое-что. Муж привез с дачи велики, сыну купили новый и поставили перед фактом: идем кататься на велосипедах, а тебя нельзя оставлять одного — противозаконно. Также добавили, что он может за нами бегать, но лучше ездить на велике. Со скандалом и от безысходности — получилось. Потом добавился скейт, ролики, зимой — лыжи и санки. Сначала и мне это не очень все нравилось, т.к. я не спортивная по жизни. Но потом втянулась. Так что в нашем методе воспитания только одни плюсы. Пользуйтесь на здоровье.
Я живу со своими двумя сыновьями в Германии. Младший сын ходит помимо школы еще и в музыкальную, занимается в спортивной секции. А старшему трудно найти себе интересное занятие. Вернее его интересует все научно-техническое, поэтому мы чуть не взорвали крышу гаража, изобретая порох, отпилили немного пола в коридоре, делая сигнализацию и многое другое. Он ходит в школе на занятия в научной лаборатории и собирается поступать в техническую гимназию. Но такая увлеченность меня тяготила, пока сын не сказал, что хочет ходить на рыбалку. Я обрадовалась — все-таки не взрывать и ломать.
Но в Германии не все так просто: захотел и пошел на рыбалку — не получится. Нужно купить лицензию, даже для подростка. А чтобы получить эту лицензию, нужно пройти курс поведения на рыбалке и изучить соответствующие законы и инструкции. Сына это не остановило — лицензию получил. А я окрыленная новым увлечением сына, купила еще и велосипед, чтобы было удобно добираться до рыболовли. В итоге, на рыбалку он ходит редко, тем более что лицензию нужно обновлять по сезонам, а вот на велосипеде ездит постоянно, даже навещал родственников в Гамбурге (а это 4 часа на машине).
Меня всегда удивляло: мы с дочкой еле успевали в музыкальную школу и танцы, а другие умудрялись еще ходить на секцию роликов или английский.
То что мотивировать ребенка нужно, я понимала, но как утрясти все расписания, особенно когда все находится в разных частях города? Я расспрашивала таких вездесущих родителей и пришла к выводу, что одна из секций должна быть доминирующей, а остальные — хобби. Но какое именно занятие будет главным, должен решить ребенок. А все остальное — дело родителей, утрясать расписания, графики, поездки на концерты и соревнования.
Мне кажется, что в таких ситуациях первыми выдыхаются родители, а дети могут по инерции продержатся долго, а то и дойти до финиша.
Я занималась музыкой (закончила музыкальную школу) и в старших классах туризмом (ходила в походы, участвовала в соревнованиях). Но моя мечта — это танцы и рисование, не осуществилась. В нашем новом районе таких школ не было. Поэтому когда дочке исполнилось 3 года, отвела ее в танцевальную школу. В художественную не пошли — далеко ехать. Очень радовалась танцевальным успехам дочки, всячески ее поддерживала, жила интересами танцевальной школы, как будто сама там танцевала. Но шли годы и дочка начинала придумывать причины, чтобы не идти на репетиции. Я всячески уговаривала, хотя понимала, что она переросла. Переросла в прямом понимании этого слова — стала выше своих танцевальных подружек, и переросла в духовном плане — не было той энергии, которую она выплескивала в танец. Я продолжала настаивать, пока ко мне не подошла наш тренер и не сказала, что раз дочка не хочет танцевать, берите тайм-аут. И мы ушли, протанцевав в ансамбле 9 лет. Мне было очень сложно, словно это я перестала танцевать. Теперь, спустя несколько лет, понимаю: нельзя было так настаивать, нельзя таким способом реализовывать собственные мечты…
Уверены, что такие открытые и подробные рассказы о своих детях и их увлечениях помогут и вам справится. Ждем новых писем с захватывающими историями.
2 Комментарии
Я с музыкальной школы 2 раза уходила, так учительница и бабушка возвращали. Тогда это была трагедия, а сейчас горжусь, что все-таки закончила. Иногда играю на пианино, но только для себя.
Мне кажется, что если вопрос, бросить школу возникает в последних классах, то лучше доубедить ребенка. А если в самом начале, то лучше бросит сразу и никого не мучить.
Спасибо, Катерина, за вашу историю. Уверена, что она многим поможет сделать правильный выбор.