Познакомьтесь с новым самостоятельным человеком. У него есть свои симпатии, он может быть серьезным, иногда упрямым и безгранично любит вас, своих родителей. Первые его шаги убедят в этом! Ведь это шаги независимого, безгранично счастливого человека. Вот виден ваш труд — в радостных глазах малыша. Отныне ежедневно он вам будет приносить все новые и новые подарки в виде успехов в преодолении ступенек к совершенствованию Личности.
Подводим итоги. По окончании первого года жизни ребенок должен весить 10-10,5 кг и иметь рост 75-76 см. Если измеренные вами показатели отличаются от приведенных выше, не волнуйтесь. Прежде всего, взгляните на себя, мужа, родителей. Ведь малыш это сочетание всех ваших семейных конституционных особенностей. Поинтересуйтесь у своих родителей, не были ли вы такими же в свой первый годик. А сколько было у вас зубов в этом возрасте?
Что касается количества молочных зубов, то существует формула n-4, где n — это количество месяцев жизни малыша. Поэтому, у ребенка двенадцати месяцев должно быть 12-4 = 8 зубов. Обычно это 4 зубчика сверху и 2-4 — снизу. Такой формулой пользуйтесь вплоть до двух лет (24 месяца). Но, в мире есть множество детей, у которых только в этом возрасте или даже позже появился первый зуб.
Каждые трое из пяти малышей на двенадцатом месяце начинают ходить. Но, если ваш ребенок только недавно начал уверенно стоять, то он может пойти позже, даже в полтора года. В более поздние сроки идут дети с паратрофией (избыточной массой тела), которые по темпераменту медленнее, рассудительнее, спокойнее. В целом, не волнуйтесь, если ваш малыш к этому времени не сделал своего первого шага. Впоследствии он наверстает это. Если же малыш до сих пор не стоит или же даже не сидит, тогда обязательно нужно искать причину вместе с врачом.
Поначалу малыш ходит покачиваясь, широко и неуверенно расставляет ножки, периодически садится. Но любопытство и упрямство берут свое, и с каждой новой попыткой ребенок улучшает результаты. Первые шаги, как правило, будут в чем-то болезненными. Не обойдется без падений, \»шишек\» на голове. Никогда не \»распускайте нюни\», потому что можете воспитать плаксу, какого мир не видел. Если малыш упал, сделайте вид, что ничего не случилось, и переведите внимание на другую, интересную для малыша тему. Поощряйте попытки ребенка к ходьбе. Но в любом случае не принуждайте! Бывает, что малыш одновременно начинает ходить и говорить. В этом случае он концентрируется на чем-то одном, например, речи, тогда развитие навыка ходьбы будет немножко более медленным.
В этом возрасте ребенок охотно старается самостоятельно употреблять пищу. Поэтому не удивляйтесь, когда блюдо, которое вы предложили, «не идет» вашему чаду. Но стоит ему, играясь, взять в руки ложку, как тарелка становится пустой.
Двигательная активность малыша чрезвычайна, особенно когда он начинает самостоятельно ходить. Ребенок упрямо «бороздит» все комнаты в помещении так, что вам очень сложно за ним успевать. Именно поэтому малыш мало набирает в массе, потому что вся энергия уходит в движение. Поэтому, если есть желание лишиться избыточной массы тела — следуйте примеру своего малыша.
Именно этот вид деятельности становится основным источником познания окружающего. И если ваш сынишка охотно играется куклами, не ругайте его! Это для него еще не \»девичьи\» игрушки, а просто игрушки.
Интересной игрой для малышей является имитация звуков и поведения животных, дети с радостью повторяют и ваши движения и действия. Наступило время приобрести игрушечную посуду, телефон, утюг.
Словарный запас расширяется или же остается предыдущим. А вот пассивный словарь ребенка постоянно пополняется. Малыш покажет каждое лицо в семье, когда ему называют соответствующее имя, укажет на предметы, действия, которые вы предложите. \»Активный\» язык может появиться значительно позже.
Детки этого возраста нуждаются в одноразовом дневном сне в обеденную пору. А некоторые \»активные\» малыши вообще отказываются спать днем.
Появляются симпатии и антипатии к определенным людям, блюдам, игрушкам. Малыши охотно играются в игры вместе с вами: в мяч, переложение игрушек, с удовольствием дублируют ваши действия.
Встреча должна состояться в детской поликлинике в день \»здорового ребенка\». Как всегда, измеряются показатели массы и роста ребенка, оценивается общее состояние. Даже если малыш является абсолютно здоровым, в конце первого года жизни необходимо, чтобы его осмотрели ортопед, лор, стоматолог, невролог. Откорректируйте с педиатром питание малыша, особенности занятий гимнастикой, возможность закалки. Если малыш часто болеет, проконсультируйтесь у педиатра, какими мероприятиями можно укрепить иммунитет малыша для предотвращения повторных заболеваний.
Вскоре малышу исполнится один год. Вы будете принимать приветствия от родных и близких людей с первым юбилеем сынишки или дочери. Оглянитесь назад: ваш труд, умение, настойчивость, любовь — все воплощено в маленьком создании. Вспомните, каким беспомощным, маленьким, крикливым, неугомонным был малыш! А сколько нового он постиг. Во всем этом — ваша заслуга. Впереди ожидает много радостных дней, достижений, открытий. И именно от вас, вашей любви, будет зависеть будущее малыша. Сделайте его светлым и счастливым. Растите здорового, красивого, полноценного ребенка, помня, что всегда вашим советчиком может быть семейный врач и педиатр.
В детской комнате уже может стоять шведская стенка, малыш с удовольствием будет стараться приодолевать перекладинку за перекладинкой. Но с каждым днем его вершина будет все выше и выше. Возле шведской стенки положите большой мат, чтобы обезопасить малыша при неудачных попытках.
Интеллектуальные
· Понимаю указания и большинство из того, что мне говорят.
· Могу сказать простые словосочетания, которые состоят из двух слов (\»мама да\»).
· Узнаю животных на картинках в книжке.
· Помню события на протяжении длительного времени.
Социальные
· Играюсь в действенные игры, где объекты двигаются.
· Сопротивляюсь желанию спать, становлюсь раздражительным.
· Остро реагирую на отсутствие родителей.
· Хитрю, могу требовать помощи от родителей больше, чем требую.
· Проявляю чувство юмора.
· Требую куклу или другую игрушку, чтобы \»вместе\» обедать, купаться, засыпать.
Сенсорно-моторные
· Знаю, как правильно использовать такие игрушки, как телефон, молоток, утюг.
· Предоставляю преимущество какой-то одной из рук.
· Для передвижения совмещаю разные комбинации (ползание, ходьбу).
· Постепенно начинаю ходить без поддержки.
· Могу вылезти самостоятельно из кроватки или манежа.
· Умею передвигаться вверх и вниз по лестнице.
· Для игры использую сидячее положение, из которого легко встаю, придерживаясь за что-нибудь.
Физические
· Набираю в массе в течение месяца 300-350 г.
· Вырастаю на 1,5-2 см