Многие по себе знают, что прочитанная информация лучше запомнится, если она проговаривается вслух. Это касается как взрослых, так и детей. Чтобы воспроизвести информацию, которую прочитал или услышал, легче всего записать ее. Так поступают студенты и старшие школьники, которые пишут конспекты, но как же поступить ребенку?
Ответ прост – рисовать.
Каждый простой текст можно превратить в рисунок. Картинка поможет ребенку провести ассоциацию между изображением и действием.
Пример. Сделаем зарисовку предложения:
«Мама с Машей вышли из дома вместе с собакой Кляксой, но очень скоро пошел дождь, который заставил их вернуться домой».
Нарисованная последовательность будет выглядеть так: фигурки мамы и дочки, дорога, собака, зонтик, капли дождя и домик. Для запоминания имени собаки можно нарисовать кляксу. После того, как ребенок прочитал или услышал это предложение, пусть он его перескажет, глядя на рисунок. Со временем можно удлинять предложения до коротких рассказов.
Чтобы ребенок лучше запоминал прочитанное, нужно научить его вникать в смысл и понимать, о чем речь. При пересказывании следует делать комментарии, например, давать характеристику героям произведения или их поступкам: добрые они или злые, умные или глупые, хорошо ли они поступают? Что они делают неправильно? Комментарии к прочитанному покажут, понял ли ребенок суть рассказа, и научат его формулировать свою точку зрения.
Убедитесь, что ребенок понимает информацию – без понимания простое зазубривание не принесет пользы. Нужно развивать мышление ребенка, оно является основой памяти. Успех запоминания зависит от того, как хорошо дети понимают и структурируют полученную информацию. Родителям, которые учат уроки с ребенком, следует разъяснять ему смысл прочитанного.
Ребенку проще запомнить текст, который ему нравится. Поэтому если преподаватели дают возможность выбрать отрывки для пересказа самостоятельно, воспользуйтесь этим. Пусть ребенок сам выберет интересующую его тему.
В таком решении есть несколько плюсов:
Заведите определенный порядок погружения в учебу. Ученики младших классов могут заниматься 15-20 минут без потери внимания, со временем этот период увеличивается до 40 минут. Устраивайте своевременные перерывы, сменяйте вид деятельности – посмотрите недолгий мультфильм или прогуляйтесь.
Чтобы ребенок лучше запоминал прочитанное, делите текст на части, на короткие отрезки – их проще запомнить. Учите поэтапно, с перерывами, по 1-2 фразы, стихотворения разбивайте на четверостишья. Несколько раз повторите прочитанное, не требуя тщательного зазубривания.
Если у вас, дорогие родители, есть свои методы запоминания, поделитесь с нами и читателями в комментариях.