Подростковый возраст – очень важный и трудный этап психологического взросления человека.
Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он стремится выйти из детской зависимости от родителей, чувствует и заявляет о себе, как о самостоятельном человеке, но не имеет при этом реальных знаний и умений взаимодействия в мире взрослых.
Задачи развития, стоящие перед человеком в подростковом возрасте – это:
— «познать себя», осознать свою индивидуальность, сформировать позитивный реалистичный «образ себя»;
— социализироваться, войти в общество, «врасти в культуру», дать адекватный, конструктивный ответ на ожидания «взрослого» мира, а также на импульсы и требования своей бурно растущей физиологии;
— личностно усилиться, осознать и проявить себя субъектом своей жизни, отношений;
— определить жизненные и профессиональные цели и определить способы их достижения, т.е. наметить «жизненный план».
Поскольку подростку присущи повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, «физическое и душевное недомогание», этот период сопровождается высоким напряжением отношений, конфликтами с взрослыми людьми из его окружения и, прежде всего, родителями.
От того, как родители построят отношения с бунтующим, «отчужденным» отроком, зависит:
— помогут ли они ему максимально безболезненно войти во взрослый мир и в дальнейшем быть в нем эффективным
или
— усугубят своим отношением и поведением те естественные трудности, которые сопровождают подростковый период, что неизбежно в будущем приведет к жизненным трудностям и неудачам.
В этом возрасте у ребенка испытывается на прочность доверие к взрослому, подвергается сомнению его авторитет. Обычные требования, связанные с домашними обязанностями, учебой, распорядком дня и т.д., принимаются «в штыки».
Взрослеющий ребенок противопоставляет себя родителям, сводит к минимуму, избегает общения с ними, а вместо этого ищет принятие, похвалу, одобрение у сверстников, находит новые (не всегда достойные) авторитеты и образцы, примыкает к молодежным субкультурам.
Поэтому у родителей подростка, кроме помощи в преодолении его возрастных трудностей развития, есть еще одна не менее важная собственная задача:
— построить новые партнерские отношение со своим ребенком как со взрослым человеком, т.е. по сути постепенно изменить взаимодействие с ребенком на взаимодействие со взрослым человеком.
Педагог К.Д. Ушинский писал:
«Хорошая привычка — это нравственный капитал, который будучи положен человеком в нервную систему, растёт беспрестанно и с которого люди, обладающие им, пользуются всю жизнь. Дурные же привычки — это, наоборот, невыплаченный нравственный заём, который в состоянии заморить человека беспрестанно нарастающими процессами».
Вложенные усилия в этот период заложат основу добрых конструктивных отношений на всю жизнь. И наоборот, если пустить все на самотек, отчуждение, возникшее в это время, в дальнейшем может усугубиться вплоть до избегания и полного разрыва.
Конфликт возникает в результате столкновения интересов сторон. Есть разные пути выхода из конфликтной ситуации. К сожалению, часто родители из позиции сверху навязывают свое мнение, убеждают, подавляют. В лучшем случае, они пытаются прийти к компромиссу.
Компромисс – это популярная и уважаемая в нашем обществе форма разрешения конфликта, при которой разногласия урегулируются через «торговлю» и взаимные уступки.
Однако при компромиссе противоречие, приведшее к конфликту, не разрешается. В результате «перемирие» оказывается временным и через некоторое время конфликт обычно возобновляется (т.н. конфликт-пульсация).
Единственный способ, при котором проблема действительно разрешается и отношения укрепляются – это сотрудничество (интеграция), когда потребности, желания сторон сводятся воедино для рассмотрения и оценки. В результате такого анализа участники конфликта могут по-новому посмотреть на интересы друг друга и совместно найти решение, которое бы максимально им отвечало.
Безусловно терпение, любовь и принятие – это очень важные качества, которые просто необходимы маме и папе во взаимодействии с взрослеющим ребенком. Но их не достаточно для построения отношений в стиле сотрудничества.
Еще нужны специальные навыки рефлексии, совместного размышления, анализа, ведения дискуссии и т.д.
Выбор моделей поведения в конфликте напрямую зависит от культурных норм общества. К сожалению, в отличие от подавления и компромисса, сотрудничество (интеграция) не является у нас общепринятой нормой при разрешении разногласий. Скорее, наоборот, нормой является привычка к решению споров либо путем преобладания, либо манипулирования (более тонкого способа принуждения).
В процессе воспитания родители передают детям принятые в своей среде ценности, вносят цели, образцы поведения, модели различных отношений.
Нынешняя тяжелая ситуация в Украине проявила общественные ценности и нормы, которые в действительности отличаются от декларируемых: свобод и прав личности, благополучия, сотрудничества, учета интересов и т.д.
На деле общественные механизмы направлены на внедрение шаблонов и стереотипов, воспитание легко управляемых и поддающихся манипуляциям граждан, удержание жесткой иерархии.
Свободным, мыслящим человеком управлять труднее, его труднее эксплуатировать, обманывать и обворовывать.
Сотрудничество – это способ взаимодействия свободных, равных, уважающих друг друга партнеров.
За то, каким вырастет ребенок, каким он станет человеком, отвечают его родители.
При столкновении с реальностью у подростка закономерно возникает желание переделать существующий мир.
Если не предпринимать сознательных усилий, его бунтарский потенциал может вылиться в противопоставление себя семье и родителям, саморазрушение или самоизоляцию. Чтобы перенаправить реформаторскую энергию на вдумчивую созидательную деятельность, родителям нужно очень постараться.
Важные признаки зрелой личности, позволяющие ей осуществлять истинно Человеческий способ бытия, — это:
— высокое самосознание и рефлексия,
— самостоятельное мышление,
— умение увязывать свои жизненные интересы с интересами других людей в соответствии с высшими духовными ценностями и принципами.
Воспитать их в своем ребенке может только родитель, обладающий этими качествами, воспитавший их в себе.
По словам Ф.М. Достоевского: «личностью надо «выделаться»».
Наградой за нелегкий душевный и духовный труд будет не только воспитание достойного и успешного человека, гражданина обновленной Украины, но и теплые, искренние отношения, близость с ребенком, взаимное понимание на долгие годы…
Жанна Левицкая,
психолог, коуч, организационный консультант
Приглашаю всех заинтересованных
принять участие в семинаре «Мышление и Развитие» (9 апреля 2016 г.),
который одновременно является презентацией и первым вводным занятием
Программы личностного развития на основе организованного мышления!