Вашему малышу исполнилось два… Наконец, думаете вы, он станет самостоятельным и рассудительным. Но почему-то малыш все крепче держится за вашу юбку и прячется от всего постороннего и незнакомого за отцовскую спину. Значит, с самостоятельностью, пока, ничего не выходит. Но не волнуйтесь,- все придет со временем.
Вашему малышу исполнилось два… Наконец, думаете вы, он станет самостоятельным и рассудительным. Но почему-то малыш все крепче держится за вашу юбку и прячется от всего постороннего и незнакомого за отцовскую спину. Значит, с самостоятельностью, пока, ничего не выходит. Но не волнуйтесь,- все придет со временем.
Рост и развитие
На протяжении этого возрастного периода малыш продолжает расти. В массе набирает в среднем 1-1,5 кг, в росте — 2-3 см. Эти цифры, безусловно, являются приблизительными, потому что каждый ребенок имеет свою индивидуальную \»кривую\» роста. Записывайте такие данные в день рождения ребенка. Это будет хорошим показателем для врача, да и достопримечательностью для всей семьи.
Режим дня
В этом возрасте и в дальнейшем организация режима дня имеет достаточно большое значение. Общий сон длится почти 12-13 часов. Ночной сон должен составлять 10-11 часов, а дневной — 2-3 часа за один раз. Соответственно, в этом возрасте активным ребенок находится на протяжении 11-12 часов.
Режим кормлений требует строгого соблюдения, особенно для детей с плохим аппетитом и малышей, которые страдают от избыточного веса.
Движение — основа жизни
Малыш неописуемо радуется, если имеет возможность активно передвигаться на протяжении дня. У двухлетнего ребенка продолжается дифференциация движений ног. Походка становится все увереннее — уже нет необходимости широко расставлять ножки для большей устойчивости, улучшается координация движений. Но трудности иногда ожидают малыша во время резких поворотов туловища, потому что масса тела еще неравномерно распределяется на разные отделы ступней. Навыки равновесия позволяют легко шагать вверх и вниз по ступенькам и даже манипулировать телом, опираясь на одну ножку. А теперь дайте ребенку мяч: даже если никто не показывал, как играют футболисты, ножки сами \»догадаются\», что нужно делать.
Малышу не хватает дневных прогулок, ему хочется и хочется двигаться. бегать и прыгать. Да, родители, настал момент купить домой детский спортивный уголок. Сначаоа под вашим контролем, а потом и сам ребенок будет делать незатейливые упражнения, которые так необходимы ему в этом возрасте.
Взгляните — у вашего малыша появляются задатки уверенности во владении своими руками. Малыш при желании дублирует все ваши действия: с самым серьезным видом \»чистит зубы\», \»подметает\», \»варит обед\».
Благодаря расширению словарного запаса, у малыша возникает интерес к фантазированию — сказкам и вашим рассказам. Но, вместе с этим, заостряется чувство страха.
Детские страхи
Малыш ночью часто просыпается, может разговаривать во сне, боится темноты, одиночества. Поэтому не заостряйте детские страхи угрозами или сказками со страшными людоедами, Бабой Ягой или привидениями. Наберитесь еще немножко терпения и избегайте избыточной эмоциональной нагрузки.
В этом возрасте иногда появляются трудности при засыпании. Малыш отказывается спать днем и засыпать ночью. Это все — из-за избыточного любопытства к окружающему и страха потерять вас. Поэтому прилягте рядом и закройте глаза, отдохните, а малыш успокоится и заснет. Если ночью малыш просыпается плача (у него тоже бывают страшные сны), возьмите его к себе в кровать, пока не заснет.
Двухлетний ребенок очень чувствителен к изменениям в вашей семье. Пытайтесь не оставлять его надолго. Если планируете поездку, то пусть она будет непродолжительной, избегайте переездов.
А если вы решили пойти на работу и нанимаете няню, сделайте так, чтобы малыш не считал ее \»незнакомым\» человеком, — обеспечьте определенное время для привыкания. Новый человек сначала должен только присутствовать \»на расстоянии\», чтобы у малыша не возникло ощущение опасности. Только когда вы видите, что малыш привык и принял этого человека в круг знакомых, почувствовав доверие и симпатию, можете постепенно передавать свои \»полномочия\». Не оставляйте малыша с няней сразу на целый день. Пусть это сначала будет полчаса, позже — час, и так постепенно увеличивайте промежуток времени своего отсутствия. Малыш должен привыкнуть, что вы всегда возвращаетесь. Но все-таки не оставляйте малыша надолго, ведь самый дорогой человек для вашего малыша — это вы!
Еще один страх, который часто присутствует в этом возрасте, — это страх \»промочить\» постель. Днем вы уже ругали малыша за то, что он \»намочил штанишки\». А может и наказали?! (Именно этого делать не стоит). Потому ребенок боится ночью \»мокрых простыней\» и может плакать через каждые пять минут и показывать на горшок с просьбой его усадить. А после того, как малыш \»выдавит\» из себя несколько капель, то опять просится в кроватку. И так несколько раз. Иногда дети просыпаются несколько раз ночью с такими же страхами. Как быть? Не акцентируйте свое негативное отношение к периодическим проявлениям энуреза. Если же это происходит часто — обратитесь к врачу, который посоветует вам, как поступить в этом случае.
Игры среди детей
Дети этого возраста еще почти не играют вместе. Но с каким любопытством они наблюдают за чьей-то игрой или же находятся неподалеку друг от друга! Поэтому можно хотя бы пару раз в неделю приводить малышей в коллектив детей. Постепенно это даст свой результат — новый шаг к обществу. Чтобы уметь общаться и, главнее всего, делиться своими игрушками, нужен вот такой вступительный этап — привыкание друг к другу.
Общаемся понемножку!
На третьем году жизни наш маленький лингвист осваивает до ста слов в месяц! До трех лет он произносит полторы тысячи слов. А как он говорит! Не умолкая, иногда как будто взахлеб. Как нужен ему в это время доброжелательный, внимательный слушатель — взрослый! Все больше в речи малыша появляется вопросов, и, конечно же \»Почему?\» — основной из них. Отвечая на него, мы учим малыша думать. От того, как мы даем ответы, зависит, насколько умным станет ребенок. Следовательно, если делаем это, глубоко вникая в суть понятия, которое заинтересовало ребенка, — глубоко мыслить будет и он; отвечаем поверхностно, как будто \»отмахнувшись\», — таким станет и малыш.
В этом же возрасте у него возникают вопросы: \»А как сделать?\», \»А что внутри?\», \»А куда он пошел?\», \»Когда она вернется?\». И это уже попытка связать прошлое с настоящим и будущим.
Настойчивее указывайте малышу на последствия его поступков, как бы готовясь к вопросу: \»Что будет?\». Например, \»Упадешь — больно ударишься\». Начиная с простого, мы учим его высшему мышлению — предвидению.
Связь у ребенка с мамой еще неразрывна, но растет и роль отца.
Взрослые — основной источник информации. Чтобы получить максимум новых знаний, малыш неосознанно спешит овладеть речью. Поэтому, разговаривая с ребенком, пытайтесь пополнить его словарный запас, используя всю красоту языка. Вы путешествуете с ребенком в окружающем мире. Существительные знакомят его с новыми предметами и явлениями (например, говорим: \»Река\»). Прилагательные рассказывают, какие это предметы, чем отличаются, то есть делают мир красочным, разнообразным (говорим мы: \»Веселая река\»). Глаголы указывают на то, что окружающее является подвижным (говорим мы: \»Веселая река бежит\»). Наречия дополняют: \»Веселая река бежит далеко\».
Ваша речь с ребенком должна быть грамотной, образной, яркой. Когда дети вырастут, один станет математиком, другой — художником, врачом, но точный образный язык будет необходим всем им, потому что он и интеллект неразрывно связаны.
Если двух-, трехлетний ребенок ставит вопрос, обязательно отвечайте ему, прервите свою беседу с другим взрослым, ведь малыш может забыть свой вопрос быстрее, чем вы — свой. Мы только начинаем приучать малыша \»не перебивать\».
До трех лет ребенок должен понимать, что такое один, мало, много, различать правую и левую стороны, знать \»язык\» светофора. Эти нормы высоки и могут быть достигнуты только если детей учить.
Механизмы памяти ребенка
С развитием понимания речи, малыш начинает очень быстро запоминать коротенькие стихотворения, забавы. Здесь уже задействованы как механизмы памяти, так и механизмы внимания. Можно развивать память и внимание ребенка, сначала читая ему коротенькие стихотворения, которые сопровождаются действиями, а позже просить воспроизвести услышанное и увиденное. Это будет способствовать тому, что ребенок приучится к сосредоточению внимания на содержании прочитанного, будет внимательным к содержанию речи.
Ваш малыш быстро \»схватывает\» услышанное, увиденное. Его память развилась уже настолько, что он может вспомнить события, которые произошли раньше. Об этом же свидетельствует и то, как достаточно точно ребенок может воспроизвести ситуации из повседневной жизни, наследуя действия близких людей — разговор по телефону, кормление куклы и т.п.
Как охватить весь многогранный мир?
К началу второго года жизни ребенок уже выяснил, что вещи могут быть похожими, а могут очень отличаться одна от другой. Малыш начал открывать способность каждого предмета иметь свои определенные признаки. Постепенно он накапливает все больше сведений об особенностях разных предметов. Ребенок уже знает, что хлебушек или яблочко можно есть, хотя они очень непохожи, а, например, книжечку — нет.
Научившись определять отличия и сходство между предметами и мысленно группировать их по признакам, ребенок тем самым подготовился к еще одному значительному достижению в своем умственном развитии, а именно — к формированию понятий. Конечно, это было бы невозможным без развитой речи. И ребенок уже точно знает, что собака — это четвероногое животное, которое гавкает.
Опираясь на сформированные понятия, ребенок уже может в игре использовать свое представление о предмете, образе его, а не реальной вещи. Как результат, — замена палочкой ложки, чтобы накормить куклу. А еще одним достижением является память о предмете, когда его реально нет в поле зрения. Это достижение также связано не только с запоминанием, но и с развитием мышления. И теперь если малыша отвлечь от игры на определенное время, то он сможет потом вернуться, чтобы играть в нее дальше. Это огромный шаг вперед: ребенок в течение определенного времени помнил об игре, планировал ее продолжить, что и сделал без постороннего напоминания.
Малыш в этом возрасте мыслит \»руками\», то есть способен думать о том, что непосредственно видит, или, еще лучше, касается руками. Он познает мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, тактильных ощущений, а также обоняния. Но сосредоточиться надолго ваша крошка еще не способна. В настоящий момент для малыша более важен собственно процесс, а не результат того, что он делает. Но то, что ребенок постоянно отвлекается, дает ему возможность увидеть сразу много окружающих предметов, заинтересоваться ими, начав немедленно их изучать.
В этом возрасте стоит начинать формировать ощущение времени, учить ребенка понимать такие понятия как утро, вечер, вчера, сегодня, сначала, потом, позже.
Познавать мир — прикасаться, чувствовать все на ощупь, различать вкусы, ароматы, очертания. До тысячи раз в день измерять пространство небольшой квартиры собственными шагами. Иногда бояться и прятаться за надежную отцовскую спину или широкую мамину юбку. Вот чем живет ребенок третьего года жизни. Мы желаем вам познать в это время как можно больше интересного — от цветов радуги до гудения шмеля. Желаем уверенной походки, новых знаний и никаких страхов!