Самое универсальное пособие для обучения математике — это пальцы. Ведь путь человечества к десятичной системе, в которой мы с вами и будем с малышом считать, идет именно от пальцев человека. Начните с одной ручки. Пересчитывайте пальчики, пока едете в троллейбусе к бабушке или валяетесь на пляже, прячьте несколько и считайте, сколько осталось. Прячьте все и знакомьтесь с понятием нуля. Отделяйте одни пальчики от других и выясняйте, что пять это один и четыре, два и три. Потом начните добавлять вторую ручку. Один пальчик левой руки пришел в гости к пальцам правой — и стало шесть пальчиков. Потом к ним пришел еще один, и их стало семь и т.д. Или пусть приходят сразу по два-три пальчика, а вы выясняйте, сколько их стало. Все это — по одному-два слова за один раз.
Покажите, скажите — и все. И конечно, никаких проверок. Сейчас вы просто даете ребенку возможность познакомиться с числами…
Пересчитывайте все, с чем вы играете. Для этого тоже не нужно устраивать специальных занятий. Строите домик из кубиков, малыш возится рядом. Говорите: «У меня башня из трех кубиков!», а малыш ее ломает. Весело и интересно, заодно и математика. Показывая любые игрушки, создавая для малыша игровую ситуацию, называйте количество персонажей или предметов: «Здесь живет курочка, а тут — два слоненка». Или «Сколько зверей поедет на поезде?» И сами отвечаете, чтобы ребенок начал понимать, как на такой вопрос отвечают: «Два кота, три лошадки, один верблюд и т.д.». «К верблюду в гости на большом корабле приплыл слон, а потом еще две мартышки. И стало у верблюда три гостя» и т.д., а сами игрушками показываете мини-спектакль.
Пересчитывайте вслух все, с чем вы так или иначе связаны в быту, — накрываете на стол или надеваете ботинки, убираете игрушки с пола или чистите картошку — считайте все подряд, только не очень акцентируйте на этом внимание.
Если малыш любит складывать что-нибудь куда-нибудь, проталкивать цилиндрики или монетки в дырку в коробке, катать мячики с горки — это тоже можно связать со счетом. Ребенок складывает, вы считаете вслух.
Сделайте увлекательные альбомы по математике (удобнее всего для этой цели магнитные альбомы — о каких альбомах идет речь, смотри в соответствующих главах). Там могут быть помещены любые геометрические фигуры или картинки с изображением однотипных или совсем одинаковых предметов от нуля (нет ничего) или от одного до десяти подряд, через некоторое время — наоборот вразнобой.
Из журналов и рекламных буклетов вырежьте по несколько совершенно одинаковых изображений и поместите в альбом. Просматривая, называйте «две лампочки», «три карандаша», «пять бегемотов» и т.д.
Очень важное предупреждение — не вводите ребенку цифры раньше времени! Раньше какого времени? — резонно спросите вы. Раньше того времени, когда ребенок начнет точно понимать понятие КОЛИЧЕСТВА, когда вы увидите, что он понимает, что такое один, два и так далее, а не просто будет повторять за вами, как бессмысленную игру слов. Это очень важно. А вот когда он усвоит это, когда сам начнет использовать эти понятия в своей речи и игре по назначению и намеренно, а не случайно, тогда, возможно, он готов к связи цифры и числа. Но так как это, скорее всего, произойдет не раньше 2,5-3-х лет, то и говорить о том, как начать связывать эти понятия, мы в нашей книге не станем.
Заведите себе привычку всегда вслух считать ступеньки до лифта или количество стульев у бабушки. А если нет лифта и нет бабушки? Тогда ваше дело абсолютно безнадежно!
Если вы собираетесь с совсем маленьким ребенком в зоопарк, откажитесь от наполеоновских планов и настройтесь на одного животного. И желательно на большого: на льва, на тигра или слона! Конечно, можно настроиться и на кролика, но проехать через весь город и увидеть только пушистого кролика — не очень правильно. Потому что кролики часто бывают и поближе к дому — например, в зоомагазинах, да и плюшевые кролики достаточно точно копируют живых! А вот игрушечные слоны от живых отличаются довольно значительно! Перед походом к слону хорошенько исследуйте его фотографии в книжках: ребенку важно передать идею, что размер любого животного на фотографии может не соответствовать его настоящей величине!