В возрасте от года до полутора ребенок превращается в маленького исследователя, который внимательно изучает вещи, которые его окружают, прежде чем \»принять\» что-либо или нет.
Ребенок играет с предметами, бросает их на пол, рассматривает.
Здесь имеет значение все: и как они падают, и какой звук при этом издают, и многое другое. Это то, что мы, взрослые, уже забыли, а для малыша каждое из этих маленьких открытий необычное и интригующее.
Пройдет определенное время, пока ребенок перейдет от такого экспериментирования к более осмысленному, с нашей взрослой точки зрения, обращению с предметами, игрушками.
Для этого он, по крайней мере, должен усвоить определенные движения, научиться пользоваться вещами в общепринятый способ.
Ведь на ложке, например, нет инструкции для применения, которой бы воспользовался малыш. Поэтому сначала он постучит ею по столу, будет размахивать, бросать, а потом уже, по примеру родителей, попробует ею есть. Но, все равно, сначала ребенок не может оперировать ложкой, ведь нужно, прежде всего, правильно ее взять, удержать в горизонтальном положении, чтобы не пролить, донести ко рту… Все эти действия, такие привычные для нас, для малыша чрезвычайно сложны. Но именно для того и существуют эксперименты, цель которых, — наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях.
В возрасте от года до года с половиной дети учатся приспосабливаться к новой ситуации. В этот период ваш малыш сделает первое открытие типа, как можно протянуть солдатика сквозь узкую щель или как открыть закрытые дверцы или еще что-нибудь подобное. И с каждым днем таких открытий будет становиться все больше. Если раньше ребенок просто выполнял определенные действия, изучая, что происходит с предметом, то теперь он все чаще придумывает новые способы обращения с вещами.
От полутора до двух лет ваш малыш еще чему-то научится: он впервые начнет, запомнив действия, которые принесли ему удовольствие, снова и снова воспроизводить их. Малыш неутомимо будет раз за разом давать вам мнимое печенье, чтобы в следующий раз услышать \»спасибо\» и получить поцелуй. Ребенок уже умеет представлять предметы и взаимодействовать с этими мнимыми образами.
Теперь ваше чадо становится способным решать достаточно сложные задания не методом попыток и ошибок, а с помощью мышления. А еще одно открытие, которое происходит приблизительно в это время, — это осознание того, что предметы существуют постоянно. Вам уже не удастся спрятать от малыша вещь, просто забрав ее из поля зрения юного \»наблюдателя\». Именно теперь вы можете играть с ребенком, пряча вещи, а он с удовольствием будет искать их, каждый раз проявляя все больше изобретательности в поисках. Малыш развивается, у него с каждым днем становится лучше память, формируется внимание, развивается мышление.
Ребенок активно развивается и познает мир. И наилучший для этого способ — игра. Через игру ваш малыш открывает свойства окружающих предметов и усваивает систему социальных ролей, учится владеть своим телом, устанавливает количественные и качественные соотношения между предметами (много — мало, большой — маленький, круглый — квадратный), развивает умение ориентироваться в пространстве и др.
Вот тут и настает критичный момент для родителей — в садик отдавать еще рано, а полностью отдать все свое время и внимание ребенку невозможно, т.к. есть обязательства и перед другими членами семьи, и работы по дому, да и просто маме нужны пару часиков, чтобы отдохнуть и набраться сил. Проблему можно решить с помощью услуги няни. Можно вызывать няню на пару часов, можно на целый день и даже с проживанием. Многим родителям трудно решиться на такой шаг, но если ситуация критическая, например у вас погодки, двойняшки или тройняшки, мамочке необходимо выйти на работу или нужно уделить внимание другим детям, то без квалифицированной няни не обойтись