Анонс семинара «Мышление и Развитие»
26.12.2015
о хлебе
Пословицы и поговорки о хлебе
02.07.2016

Ключевые задачи переходного возраста для подростков и родителей

Подростковый  возраст – очень важный и трудный  этап психологического  взросления человека.

Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он стремится выйти из детской зависимости от родителей, чувствует и заявляет о себе, как о самостоятельном человеке, но не имеет при этом реальных знаний и умений взаимодействия в мире взрослых.

            Задачи развития, стоящие перед человеком в подростковом возрасте – это:

— «познать себя», осознать свою индивидуальность, сформировать позитивный реалистичный «образ себя»;

— социализироваться, войти в общество, «врасти в культуру», дать адекватный, конструктивный ответ на ожидания «взрослого» мира, а также на импульсы и требования своей бурно растущей физиологии;

— личностно усилиться, осознать и проявить себя субъектом своей жизни, отношений;

— определить жизненные и профессиональные цели и определить способы их достижения, т.е. наметить «жизненный план».

            Поскольку подростку присущи повышенная чувствительность  и   раздражительность,   беспокойное  и  легко  возбудимое состояние, «физическое  и  душевное  недомогание», этот период сопровождается высоким напряжением отношений, конфликтами с взрослыми людьми из его окружения и, прежде всего, родителями.

            От того, как родители построят отношения с бунтующим, «отчужденным» отроком, зависит:

— помогут ли они ему максимально безболезненно войти во взрослый мир и в дальнейшем быть в нем эффективным

или

— усугубят  своим отношением и поведением те естественные трудности, которые сопровождают подростковый период, что неизбежно в будущем приведет к жизненным трудностям и неудачам.

            В этом возрасте у ребенка испытывается на прочность доверие к взрослому, подвергается сомнению его авторитет. Обычные требования, связанные с домашними обязанностями, учебой, распорядком дня и т.д., принимаются «в штыки».

Взрослеющий ребенок  противопоставляет себя родителям, сводит к минимуму, избегает общения с ними, а вместо этого ищет принятие, похвалу, одобрение у сверстников, находит новые (не всегда достойные) авторитеты и образцы, примыкает к молодежным субкультурам.

            Поэтому у родителей подростка, кроме помощи в преодолении его возрастных трудностей развития, есть еще одна не менее важная собственная задача:

 — построить новые партнерские отношение со своим ребенком как со взрослым человеком, т.е. по сути постепенно изменить взаимодействие с ребенком на взаимодействие со взрослым человеком.

            Педагог К.Д. Ушинский писал:

«Хорошая привычка — это нравственный капитал, который будучи положен человеком в нервную систему, растёт беспрестанно и с которого люди, обладающие им, пользуются всю жизнь. Дурные же привычки — это, наоборот, невыплаченный нравственный заём, который в состоянии заморить человека беспрестанно нарастающими процессами».

            Вложенные усилия в этот период заложат основу добрых конструктивных отношений на всю жизнь. И наоборот, если пустить все на самотек, отчуждение, возникшее в это время, в дальнейшем может усугубиться вплоть до избегания и полного разрыва.

            Конфликт возникает в результате столкновения интересов сторон. Есть разные пути выхода из конфликтной ситуации. К сожалению, часто родители из позиции сверху навязывают свое мнение, убеждают, подавляют. В лучшем случае, они пытаются прийти к компромиссу.

Компромисс – это популярная и уважаемая в нашем обществе форма разрешения конфликта, при которой разногласия урегулируются через «торговлю» и взаимные уступки.

Однако при компромиссе противоречие, приведшее к конфликту, не разрешается. В результате  «перемирие» оказывается временным и через некоторое время конфликт обычно возобновляется (т.н. конфликт-пульсация).

Единственный способ, при котором проблема действительно разрешается и отношения укрепляются  – это сотрудничество (интеграция), когда потребности, желания сторон сводятся воедино для рассмотрения и оценки. В результате такого анализа участники конфликта могут по-новому посмотреть на интересы друг друга и совместно найти решение, которое бы максимально им отвечало.

            Безусловно терпение, любовь и принятие – это очень важные качества, которые просто необходимы маме и папе во взаимодействии с взрослеющим ребенком. Но их не достаточно для построения отношений в стиле сотрудничества.

Еще нужны специальные навыки рефлексии, совместного размышления, анализа, ведения дискуссии и т.д.

            Выбор моделей поведения в конфликте напрямую зависит от культурных норм общества. К сожалению, в отличие от подавления и компромисса, сотрудничество (интеграция) не является у нас общепринятой нормой при разрешении разногласий. Скорее, наоборот, нормой является привычка к решению споров либо путем преобладания, либо манипулирования (более тонкого способа принуждения).

       Культура общества имеет большие значение в социализации ребенка.

В процессе воспитания родители передают детям принятые в своей среде ценности, вносят цели, образцы поведения, модели различных отношений.

            Нынешняя тяжелая ситуация в Украине проявила общественные ценности и нормы, которые в действительности отличаются от декларируемых: свобод и прав личности, благополучия, сотрудничества, учета интересов и т.д.

На деле общественные механизмы направлены на внедрение шаблонов и стереотипов, воспитание легко управляемых и поддающихся манипуляциям граждан, удержание жесткой иерархии.

Свободным, мыслящим человеком управлять труднее, его труднее эксплуатировать, обманывать и обворовывать.

Сотрудничество – это способ взаимодействия свободных, равных, уважающих друг друга партнеров.

            За то, каким вырастет ребенок, каким он станет человеком, отвечают его родители.

При столкновении с реальностью у подростка закономерно возникает желание переделать существующий мир.

Если не предпринимать сознательных усилий, его бунтарский потенциал может вылиться в противопоставление себя семье и родителям, саморазрушение или самоизоляцию. Чтобы перенаправить реформаторскую энергию на вдумчивую созидательную деятельность, родителям нужно очень постараться.

            Важные признаки зрелой личности, позволяющие ей осуществлять истинно Человеческий способ бытия, — это:

— высокое самосознание и рефлексия,

— самостоятельное мышление,

— умение увязывать свои жизненные интересы с интересами других людей в соответствии с высшими духовными ценностями и принципами.

Воспитать их в своем ребенке может только родитель, обладающий этими качествами, воспитавший их в себе.

По словам Ф.М. Достоевского: «личностью надо «выделаться»».

Наградой за нелегкий душевный и духовный труд будет не только воспитание достойного и успешного человека, гражданина обновленной Украины, но и теплые, искренние отношения, близость с ребенком, взаимное понимание на долгие годы…

Жанна Левицкая,

психолог, коуч, организационный консультант

Приглашаю всех заинтересованных

принять участие в семинаре «Мышление и Развитие» (9 апреля 2016 г.),

 

который одновременно является презентацией и первым вводным занятием

 Программы личностного развития на основе организованного мышления!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *